|
Фантастическое и реалистическое
изображение действительности
Фантастика — это особая форма отображения действительности, логически
несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена
в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных»,
образах выражает миросозерцание человека.
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом
которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных
обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих
правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей.
Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические
элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.
Н. В. Гоголь — исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал
пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий
и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического
и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя
и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды,
национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью,
свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение,
эмоциональную насыщенность повествования. Национальный колорит и фантастика,
обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении
в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.
Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его замечательных «Вечерах
на хуторе близ Диканьки». Здесь фольклорная демонология и фантастика предстают
то в гротескном виде («Пропавшая грамота», «Заколдованное место», «Ночь
перед Рождеством»), то в трагически ужасном («Страшная месть»). Фольклорное
начало прослеживается и в сюжете повестей, и в сути конфликта — это традиционный
конфликт, заключающийся в преодолении препятствий, стоящих на пути влюбленных,
в нежелании родственников выдать девушку за любимого человека. С помощью
«нечистой силы» эти препятствия, как правило, преодолеваются. Так, кузнец
Вакула летит на черте в Петербург за царицыными черевичками; Петро с помощью
«нечистой силы» добывает клад, который дает ему возможность жениться на
Параске; Левко, благодаря покровительству русалочки, находит свое счастье
с Ганной.
В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко
разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается
с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения
героев, она основана на народной стихии. Его Соло-ха («Ночь перед Рождеством»)
разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и
в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие
женщины. Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему
фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в
бытовой, сатирический план.
Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты
с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует
себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки». В этом
образе нет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный
образ, он реален. «Поджаривающий в аду грешников» черт сравнивается с
«бабой, поджаривающей на Рождество колбасу».
Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении
людских персонажей с «нечистой силой». Так, черт в «Ночи перед Рождеством»
описывается как пародия на чиновника: «...сзади он был настоящий губернский
стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный,
как теперешние мундирные фалды».
Обращает на себя внимание и такая особенность гоголевских повестей в «Вечерах»:
время действия. События изображаются или применительно к прошлому, или
применительно к настоящему. В повестях о прошлом («Пропавшая грамота»,
«Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть» и др.) фантастика открыто
вмешивается в сюжет, она персонифицирована, это образы, в которых воплощено
злое начало: черт или люди, вступившие с ним в сговор. Причем фантастические
события сообщаются или автором-повествователем, или персонажем-основным
повествователем, делающим ссылку на «очевидцев» (деда, тетки деда и пр.).
В произведениях, относящихся к современности, фантастическое представляется
иначе. Здесь прямого указания на нереальность события нет. Наоборот, создается
впечатление, что автор старается затушевать эту нереальность, сгладить
у читателя ощущение нереальности события. Например, в «Сорочинской ярмарке»
о слухах говорят персонажи, а о действительных «странностях» — повествователь.
Почти сразу, с началом повествования, среди персонажей возникает ожидание
чего-то страшного, какой-то беды. Оказывается, под ярмарку отвели «проклятое
место». Все это сообщается пока в форме слухов. Затем происходит невероятное:
в окно выставилась «страшная свиная рожа, у Черевика вместо коня привязана
«красная свитка» и т. д. Да и портрет цыгана какой-то необычный: это бродяга,
жулик, но в нем есть и черты страшного человека, напоминающего «злую силу»,
похожего на колдуна.
Двойствен и образ Хиври: описание ее напоминает ведьму, хотя Гоголь ни
разу не сказал об этом прямо. Таким же образом построена фантастика и
в «Майской ночи».
Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных
началах — добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве),
однако собственно доброй фантастики нет, она вся переплетена с «нечистой
силой». Единственное в этом отношении исключение — русалочка в «Майской
ночи». Но и она — существо страдающее, она не может противостоять дьявольской
силе. И только с помощью Левко русалка побеждает ведьму-мачеху.
Следует отметить, что фантастические элементы в «Вечерах» Н. В. Гоголя
— это не случайное явление в творчестве великого русского писателя. На
примере почти всех его произведений прослеживается эволюция фантастики,
совершенствуются способы ее введения в повествование. И совершенствование
это идет по линии завуалирования конкретных носителей сверхъестественной
силы. Примером тому может служить реалистическая повесть «Нос».
Тема этой повести — потеря персонажем «части» своего «я» в результате
действия «нечистой силы». Организующую роль в сюжете играет мотив преследования,
хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто
виновник таинственного отделения носа Ковалева — не указано. Преследователя,
виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает
читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает
кульминации, а разрешения этой тайны нет даже в финале. Таинственным является
не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно.
Неожиданным предстает и финал повести: «Но здесь происшествие закрывается
туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Таким образом, в повести идет своеобразное переплетение фантастического
и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее
форме слухов, о которых автор постоянно упоминает. Это слухи о том, что
нос то прогуливается по Невскому проспекту, то по Таврическому саду, то
он будто бы находился в магазине и т. п. Для чего введена такая форма
сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеивает носителей этих
слухов.
Многие критики отмечали, что повесть «Нос» — ярчайший образец гоголевской
фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками
и верой в сверхъестественные силы.
Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это
один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один
из способов утверждения реалистического начала в жизни. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|