|
Обломов и Штольц в романе «Обломов»
В 1859 году великий русский писатель Иван Александрович Гончаров опубликовал
свой второй роман «Обломов». Это было очень тяжелое время для России,
когда общество поделилось на две части: меньшинство и большинство. Меньшинство
– это те, которые понимали необходимость отмены крепостного права, те,
которых не устраивала жизнь простых людей в России. Большинство – помещики,
«барины», зажиточные люди, чья жизнь состояла в праздном время препровождении,
то есть те, которые жили за счет принадлежавших им крестьян. В романе
автор рассказывает нам о жизни помещика Обломова, о его друзьях.
Главным героем романа является Илья Ильич Обломов. Но не мало внимания
автор уделяет и лучшему другу Обломова – Штольцу. Живут оба героя в одно
время, и казалось бы, должны быть похожи, но так ли это?
Главный герой видится нам человеком « …лет тридцати двух-трех от роду,
среднего роста, приятной
наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной
идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности». Штольц ровесник
Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет, цвет лица ровный, смугловатый
и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные».
Родители Обломова были русскими дворянами, владели несколькими сотнями
душ крепостных. Штольц по отцу был на половину немец, мать его – русская
дворянка. Андрей Иванович исповедовал православную веру, говорил на русском
языке.
Они были знакомы с детства, обучались в небольшом пансионе, находившемся
в пяти верстах от
Обломовки, в селе Верхлеве. Отец Штольца был там управляющим. « Может
быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б
Обломовка была в верстах пятистах от Верхлева…Обаяние обломовской атмосферы
, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлево;…там, кроме дома
Штольца, все дышало тою же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною
и неподвижностью». Но своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С
восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам
Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам
крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил
басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».
Что касается физического воспитания, то Обломова даже не выпускали на
улицу, а Штольц « оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда
с мальчишками», иногда, бывало, пропадая из дома на сутки. Обломов с детства
был окружен нежной заботой родителей и няни, а Штольц воспитывался в атмосфере
постоянного умственного и физического труда.
Когда им обоим перевалило за тридцать, Илья Ильич превратился в ленивого
барина, чья жизнь
проходит в лежании на диване: «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью,
как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью,
как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным
состоянием». Штольц же не представляет жизни без движения : « Он беспрестанно
в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента –
посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую
идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда
он успевает – бог весть».
Обломов и Штольц очень разные, но кое-что их объединяет. Мне кажется,
что это вечный и
беспробудный сон. Обломов спит на своем диване, а Штольц спит в своей
бурной и насыщенной жизни.
«Жизнь: хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов
ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это:
нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы,
спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они
всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы
тройками и валетами?» Я полностью согласен с Обломовым и считаю, что люди,
живущие без определенной, возвышенной цели, просто спят в погоне за удовлетворением
своих желаний.
Кто же нужнее России, Обломов или Штольц? Конечно же, такие прогрессивные
люди как Штольц,
просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия. Но Обломовы
никогда не умрут, частичка Обломова есть в каждом из нас, все мы в душе
немного Обломовы. Мне кажется, проблема «спящего человека», поднятая в
девятнадцатом веке Гончаровым, актуальна и сейчас. Известны слова Ленина,
что и после трех революций «старый Обломов остался и надо его долго мыть,
чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|