|
Образ Чацкого в комедии "Горе
от ума"
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии,
а, была бы, пожалуй, картина нравов» .
(И. А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого
определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те
времена (1816-1824 гг.) , когда молодые люди типа Чацкого несли в общество
новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности,
свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит» . Свобода личности
— вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений
о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники
стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным» , мечтают «в
науки вперить ум, алчущий познаний» , жаждут «возвышенной любви, перед
которой мир целый… — прах и суета» . Всех людей они хотели бы видеть свободными
и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям» . Он ненавидит
все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество,
низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов,
«денег, чтоб пожить» , не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность
и аккуратность» , их мечта — «забрать все книги бы да сжечь» .
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком»
(оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя
раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде,
показал тяжкую участь молодого рогрессивного человека в этом обществе.
Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить
привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя
больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный
здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же
это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,
но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы
свежей» . Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная» , но
в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они
сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно
реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому,
что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,
долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов.
Нет, он человек, и ничто человеческое ему
не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу» , — говорит герой сам о себе. Пылкость
его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие,
способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной,
поверить в ее любовь к другому — это такие стественные черты! «Ах, обмануть
меня не трудно, я сам обманываться рад» , — писал Пушкин в стихотворении
«Признание» . Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого,
его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность,
теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали,
проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего
значения. «Чацкий — декабрист» , — писал Герцен. И он, конечно, прав.
Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает
тень Чацкого» . В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности
ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|