|
Особенность "карьерной"
повести Гончарова (роман "Обыкновенная история")
Особенность «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление
романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается
писателем как проявление объективного общественного прогресса. История
героя оказывается отражением исторически необходимых изменений общества.
Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, к успеху, чувство долга перед
делом, избранным в качестве профессии, самодисциплина и организованность,
подчинение чувства рассудку, а мысли — конкретным и ближайшим целям, чаще
всего интересам службы или другой трудовой деятельности — таков идейный,
нравственный и бытовой комплекс, характеризующий типическую личность петербургского
периода, а также уклад жизни и нравы Петербурга, наиболее «современного»
и Европе изрисованного города России середины Х1Х в.
Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника
суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший
проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки
Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и как
бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных
жителей Петербурга. Так, например, в ответ на возмущение Адуева-младшего
изменой Наденьки Петр Иванович производит сравнение племянника и его соперника,
доказывая, что преимущество не на стороне Александра, и оправдывает выбор
барышни. Стихи Александра он сравнивает с образцами подлинной поэзии и,
забривав, уничтожает, а повесть, написанную племянником, отдает на суд
специалиста редактора журнала. Получив о ней отрицательный отзыв, он категорически
не рекомендует племяннику продолжать литературные занятия, кроме переводом
научных статей, которые удаются молодому человеку и ободряются редакторами
и читателями, следовательно приносят пользу, Петр Иванович Адуев не отрицает
в принципе искусство. Он знает наизусть многие стихи Пушкина, он постоянно
бывает в театре и на концертах, не смотря на свою занятость и усталость,
но от искусства он тоже требует высокой профессиональности и не понимает
дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке
самовыражения, т. е. той формы художественного творчества, которая была
распространена в дворянской среде и служила питательной почвой искусства.
Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них (не без
основания) обесценивание личности. Ему не дано сразу уразуметь, что, ставя
личность в условия жесткой конкуренции, Петербург (объективно складывающиеся
в столице условия и отражены в требованиях дяди Адуева) выковывает воли
и характеры, побуждает молодых людей работать, совершествовать свои знания,
способности, мобилизовать все свои творческие ресурсы.
Гончаров был первым русским писателем, почувствовавшим проблемы, которые
ставят перед человечеством городская куль- тура, перенаселенность городов,
разделение труда, профессионализация и обезличивание человека. Возможно,
что автор «Обыкновенной истории» именно потому столь остро ощутил эту
проблематику, что столкнулся с нею на заре ее возникновения, "равнивая
буржуазную городскую культуру с феодально-сельской. Отметив прогрессивные
черты этой новой культуры, он указал и на потери, возникающие при подчинении
ее законам всех сфер жизни.
Тупик, и которому приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных
и одаренных людей в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что
все личные отношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком
к «делу» — службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам.
Приняв условие» Мефистофеля капиталистического, буржуазного развития и
отказавшись во имя успеха и пользы от индивидуальности, признав себя частью
целого, функционально необходимой деталью машины управления, общественного
производства и торгового обмена, Адуев-страший пожинает в конце жизни
плоды своего самоотверженного, хотя и эгоистического по целям (таково
противоречие буржуазной деятельностн) труда, однако вместе с тем он делается
рабом дела, к которому добровольно, ради личных выгод приобщился. Свою
жену он в соответствии с идеалом служения «делу и успеху превращает в
принадлежность домашнего комфорта, освобождающего мужчину от «побочных»
забот и эмоций. Следствием такого — органически слитого со всей системой
бытовых отношений и жизненных идеалов петербургского делового мира – положения.
Женщины в семье является уничтожение ее личности, мало чем отличающееся
от полрания ее прав в домостроевском патриархальном быту. Ведь именно
об обезличивании женщины в семье, где безраздельно правит, распоряжаясь
судьбой и волей всех ее членов, самодур, писал Добролюбов по поводу коллизий
пьес Островского. Адуеву-мпадшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий
дорогу, пройденную дядей. Рок, который толкает его на этот путь (казалось
бы, Александр не честолюбец, не алчен, не жаждет денег и может иметь все
жизненные удобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость.
В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни
в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу
после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований
петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни.
Матери Александра — старосветской» помещице — во сне сын является добровольной
жертвой, человеком, бросающимся в омут. Повинуясь зову истории, Александр
уходит в буржуазный мир. Закономерность жизненного пути Адуева-младшего
подчеркивается в романе полной аналогией не только судьбы, но и личных
качеств его и его дяди. Несмотря на свои споры, они люди близкие по характеру:
способные, знающие, охотно и не лениво учащиеся, умеющие в случае необходимости
практически применить свои знания, темпераментные и внутренне холодные,
сентиментальные и эгоистичные. Адуеву-старшему именно потому легко спорить
с Александром, что он предвидит каждый его следующий «ход», каждое его
увлечение и движение, а также и потому, что ему органически понятна логика
развития его юного оппонента.
В литературе, посвященной творчеству И. А. Гончарова, отмечалось, что
споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент
«Обыкновенной истории, что здесь можно говорить о «диалогическом конфликте»
как основе структуры произведения. Несмотря на наличие известной исторической
общности, составляющей основу для диалога, спора, борьбы, ни Базаровые,
ни Раскольников — Порфирию Петровичу ((«Преступление и наказаниев Достоевского),
ни Рязанов — Щетинину («Трудное время» Слепцрва).
Адуевы, представляющие на протяжении большей части романа разные, во многом
взаимоисключающие нравственные системы, соответствующие разным формациям
существования общества, не находятся в ситуации конфликта, борьбы. Сюжетные
коллизии развертываются в стороне от их споров и отношений и помимо них.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|