Сочинения по литературе
 

Критика российской действительности в пьесе "На дне"



Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг
задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и
идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это —
энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно,
но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой,
но и к нынешней жизни.
“Человек — это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ
века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение,
пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие
изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что
принижало человека, против всех “свинцовых мерзостей жизни” .
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным
мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму” . И
тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной
ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека,
превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не
хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать
трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения
одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой
загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь
свои “короли” и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники.
Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до
вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие.
И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька
Пепел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,
окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна
страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою
мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. “У нас
нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер.
И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли
все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком
обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого
искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди
эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь
разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате
мы видим его падшим крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда” . И читателю
становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие
высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная
натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют
верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека,
сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на
дно” . Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость
господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он
Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда
призываем “милость к падшим” , пьеса Горького обретает иное значение. Это не только
исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и
произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам
добра, милосердия, социальной справедливости.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению