|
"Дно жизни" — мир иллюзий
и мир фантазий (по пьесе М. Горького "На дне")
Ложь — религия рабов и хозяев.
Правда — бог свободного человека.
М. Горький
Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного
содержания, освещением острых социальных вопросов. На сцене МХАТа в 1902
году предстал мир босяков, отверженных обществом. Если раньше в литературе
босяков изображали жалкими людьми, то босяки Горького с едкой насмешливостью
относятся к эксплуататорам, они горды, обладают хорошими природными задатками.
Пьеса показала, что ее герои придавлены социальными условиями, сбросившими
их на «дно жизни». Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький побуждает
современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку «дна»: суровая
правда или сладкая ложь? Слова Сатина, чьими устами говорит Горький, демократичны:
«Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». В пьесе
Горький обличает капитализм, показывая страшные условия быта босяков —
жертв социального строя. Перед нами предстает мир отверженных, у которых
отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство, все лучшее втоптано
в грязь. К обездоленным тянутся лапы хищника Костылева, высасывающего
за ночлег последние копейки нагло, жестоко. На «дне» жизни гибнут хорошие
люди. Нас привлекает Сатин, он умен, интересно рассуждает о свободном
человеке. Обнадеживает острое желание Клеща вырваться со «дна» благодаря
своему трудолюбию. Нравится нам душевная чистота Наташи, мечта о честной
жизни Пепла. Жаждет настоящей любви Настя. Интересен Актер, грезящий о
сцене и бесплатной лечебнице для алкоголиков. Им нужна правда, а странник
Лука утешает их сладкой ложью, поддерживает иллюзии ночлежников из сострадания
к «черненьким» мученикам и сеет новые, на время лечит раны босяков. Сам
Лука не принимает мир несправедливости, но считает необходимым жалеть
людей, облегчить их страдания. Для него все босяки ничтожны, все нуждаются
в утешении. В его сладостных иллюзиях нуждаются люди со слабой душой,
«это мякиш для беззубых». Сам же Лука — скептик, убежденный в том, что
реальное положение человека изменить невозможно, можно лишь изменить отношение
человека к себе, можно примирить его с действительностью. Создание иллюзий
Лукой для обитателей ночлежки — это действие пассивное, реакционное по
сути. Правда жизни опровергает ложь Луки. Но вера Луки в человека («Человек
все может... лишь бы захотел») не может не вызвать сочувствия. Противоречие
между правдой жизни и утешительной ложью разрешается позицией автора,
которую, в меру своих ограниченных возможностей, высказывает Сатин. Он
начинает с объявления солидарности с Лукой: «Человек — вот правда!» Но
заканчивает речь выводом, прямо противоположным взглядам Луки, о лжи,
которой прикрываются господствующие классы, чтобы оправдать свое господство
и «обвинить умирающих с голода». Гуманизм Сатина носит истинный характер,
а гуманизм Луки губит босяков, они тянутся к иллюзиям, не хотят бороться
за изменение жизни. Барон бредил прошлым богатством. Актер мечтал служить
искусству и излечиться от алкоголя в бесплатной лечебнице. Наташа ожидала
чуда в жизни, способного перевернуть всю ее жизнь. Квашня хвасталась свободолюбием,
но кормила и терпела Барона. Настя ждала верной любви. Анна мечтала попасть
в рай после смерти. Пепел мечтал зажить здоровой жизнью. А что получилось?
Ложь Луки всем навредила. После его ухода наступило пробуждение от иллюзий
у обитателей ночлежного дома. Актер удавился. Настя порывалась кончить
жизнь самоубийством. Квашня примирилась со своей участью, Пепел угодил
на каторгу. Клещ озлобился. Наташа погибла от злой руки Василисы-паука.
Мир «дна» опустошен: одни впали в отчаяние, другие расселились кто куда,
третьи погибли. Ложь Луки оказалась несостоятельной, недоброй. Ложь утешительная
подобна лжи хозяев. Поэтому умный Сатин и говорит: «Ложь — религия рабов
и хозяев». Кроме Сатина, правду о свободном человеке сказать некому. Однако
Сатина нельзя назвать положительным героем. Он проповедует анархическую
вольность босячества, он индивидуалист по натуре. Сатин призывает «не
жалеть человека, не унижать его жалостью», а «уважать человека», так как
«хорошо это... чувствовать себя человеком!». У Сатина зреет мечта о свободной
жизни, чистой, честной, светлой. Свободный человек добьется истины на
земле. Сатин приходит к идее единения угнетенных. Его идеалом является
человек с большой буквы: «Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!
Человек!» В его словах слышится сигнал к протесту. Но умный, образованный,
опустившийся Сатин не желает работать, понимая, что в эксплуататорском
обществе прожить честным трудом невозможно. Он презирает людей, которые
«слишком заботятся о том, чтобы стать сытыми». Человек выше сытости. Сатин
проповедует ничегонеделание. Каждый босяк — индивидуалист. Чувство социальной
солидарности босякам чуждо. Изменить строй они не могут. И тем не менее
все настроение пьесы отражало современную автору действительность. Жестокой
правде жизни и утешающей лжи Горький противопоставил высшую правду борьбы
за переделку жизни. Эта высшая правда является подтекстом пьесы, Горький
по-своему решает возникший в пьесе философский спор.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|