|
Проблема истинного и ложного гуманизма
по пьесе Горького "На дне"
В ряду первых рассказов М. Горький показал ужасающие картины русской действительности,
пороки
капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, "свинцовые
мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась наиболее сильным
произведением о "бывших людях", ибо такой суровой, беспощадной
правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи
мировая литература не знала.
В сыром подвале, "похожем на пещеру", в страшной грязи и вони
ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы
понимаем весь трагизм их существования.
Чахоточная Анна говорит о том, что "всю жизнь над каждым кусочком
хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила". У этих
несчастных "обитателей дна" отнято все: честь, человеческое
достоинство, возможность любви и материнства,
семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ
безнадежно говорит: "Работы нет... Силы нет. Вот — правда! Пристанища,
пристанища нету! Издыхать надо... Вот она правда! " И даже здесь,
в этом странном мире отверженных,
где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания,
продолжают действовать волчьи капиталистического мира. Почти все жители
костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам,
иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет
стать ему человеком: "Кожу сдеру, а вылезу",
хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренно верит в чистую
любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную
ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается
помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает
надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует
не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в
богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время! Обманщик Лука по-своему
гуманен, но его
гуманизм пассивно сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит
в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются
лишь в сострадании и утешении. "Мне — все равно! Я и жуликов уважаю,
по-моему, ни одна блоха не плоха", — говорит он. Втайне он уверен
в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем
и подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии рабской покорности и долготерпения
выступает Сатин: "Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем
ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ей... Ложь —
религия рабов и хозяев. Правда бог свободного человека".
В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного
отношения к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть,... не унижать
его жалостью,... уважать надо! " Он убежден в том, что следует не
примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность
служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с
большой буквы!
"Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для
человека. Существует только человек, все же остальное — дело его рук,
его мозга. Человек! Это звучит гордо! " Пьеса имела огромный успех,
потому что "принималась как пьеса- буревестник, которая предвещала
грядущую бурю и к буре звала".
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|