|
«Три правды» в пьесе Горького «На
дне»
В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее
смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого — в борьбе
против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои
силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых
спорят в пьесе Лука и Сатин, — персонажи, сразу же выделяющиеся из общей
толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением мудро
говорить и способностью влиять на людей.
Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда» — правда Бубнова.
Бубнов чересчур категоричен, для него существует только черное и белое,
при этом черного намного больше. Он живет и действует по принципу «вали
правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается
вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать!
Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж говорит
горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы! Он
равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд
на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется
полной бессмыслицей: «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся,
поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает
в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так
зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.
А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания людей, помочь
им, поддержать их, вселить православное смирение в их души. Лука знает,
кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух озлобленных
жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными
и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова, Сатина,
Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна удовлетворить только
слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.
Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки уже доведены
до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он
не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в возможности
этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману.
Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они не побуждают
к борьбе, не дают сил и желания активно действовать для изменения собственного
плачевного положения. Призыв Луки надеяться на лучшее толкает ночлежников
на бездействие и смирение, а сам он незаметно уходит, оставив несчастных
в полной растерянности, с горьким чувством безысходности.
Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан Лука»,
как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых». Он приходит
к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью, не приносят
никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин резко критикует
ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог свободного человека».
И, если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать
чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть прежде
всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за счастливую жизнь,
не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее близка мыслям
самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную веру в неограниченные
возможности каждого отдельного человека, в его право жить счастливо и
достойно.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|