|
Прошедшего житья подлейшие черты
("Горе от ума")
Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание
пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе
были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два
века — «век нынешний» с «веком минувшем».
Яркий представитель “века минувшего” — так называемое фамусовское общество.
Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного
барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня
Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех
этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники.
У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне
служат им, иногда, спасают их честь и жизнь, а они могут выменять их на
борзых собак. Так на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы
та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки. Хлестова не
видит ни какой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: “В
работу вас, на поселенья вас!”. Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная
на французских романах, говорит своей горничной Лизе: “Послушай, вольности
ты лишней не бери!”
Главное для фамусовского общества — это богатство. Идеалами для них являются
люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который
был почтенный камергер, “с ключом”, ”богат и на богатой был женат”. Павел
Афанасьевич желает для своей дочери Софьи такого жениха, как Скалозуб,
так как он “золотой мешок и метит в генералы”.
Фамусовское общество также хорошо характеризует безразличное отношение
к делам. Фамусов — “управляющий в казенном месте” и за целый день он занимается
делами только один раз, по настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги,
несмотря на то, что в них “противуречье есть, и многое недельно”. Павел
Афанасьевич считает “Подписано, так с плеч долой”.
Нужно отметить отношение представителей фамусовского общества к службе.
По их мнению, служить должны только родственники. Фамусов говорит: “При
мне служащие чужие очень редки; все больше ....трины, свояченицы детки”.
Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время
этих увеселений они злословят и сплетничают, друг другу лицемерят. Они
“низкопоклонники и дельцы”, “льстецы и подхалимы”. Павел Афанасьевич вспоминает
о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: “Когда же надо подслужиться,
и он сгибался в перегиб.” Фамусов также с большим почитанием встречает
предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: “Сергей Сергеич,
к нам суда-с, прошу покорно...” “Сергей Сергеич, дорогой. Кладите шляпу,
сденьте шпагу...”
Всех представителей фамусовского общества роднят взгляды на образование
и просвещение. Подобно Фамусову они искренне уверены в том, что “ученье
— вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных
“развелось людей, и дел и мнений». А полковник Скалозуб, неотличающийся
умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить
“строевому шагу, а книги сохранят только для больших оказий.”
Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская
культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий
в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь ни звука
русского, ни русского лица”. Они все единодушно относятся к Чацкому, который
является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи
и прогрессивные взгляды. Чацкий пытается доказать свою правоту, но все
заканчивается для него не очень хорошо. Они распространяют слух о его
сумасшествии, так как не хотят взглянуть на окружающий мир по-другому.
Так Грибоедов описывает конфликт между двумя лагерями: лагерем сторонников
крепостного права и лагерем передовых мыслителей того времени. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|