|
Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова
"Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор"
Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I. Именно он ввел
знаменитую "Табель о рангах", где все государственные должности
делились на четырнадцать классов — от коллежского регистратора до действительного
тайного советника. Будучи прогрессивной в эпоху царствования Петра I,
"Табель о рангах" к XIX веку, безусловно, устарела. Однако так
называемое просвещенное общество продолжало делить себя на четырнадцать
классов. Комедия "Горе от ума" была написана Грибоедовым в 1824
году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века.
Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов,
Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением
действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и
прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов,
богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей
все живое. Жизненные устои их таковы, что учиться надо, "на старших
глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам,
стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Во главе всего этого
об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего
общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен,
весел. . Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный
противник просвещения. "Забрать все книги бы да сжечь", — говорит
он. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит
ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара".
А далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что
по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две
родовых, — тот и жених". Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва
раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру,
на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов
берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он
хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя". О делах Фамусов
беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество
не накоплялось их". Своих слуг он не считает за людей, обращается
с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Таким образом, к службе
представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе
лицам, а не делу. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение
света, страшнее всего то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"
Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого
зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — "и золотой мешок, и метит
в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера
аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров
и мазурки", он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов.
"Ученостью меня не обморочишь", — говорит Скалозуб. Совершенно
очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого
поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой
острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого.
Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная
девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной
душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств,
сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она
не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его
логичной беспощадной критики. Грибоедов в своей комедии хотел намекнуть
читателю, что время "века минувшего" проходит, ему на смену
приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный. В комедии
Н.В.Гоголя "Ревизор" перед нами так же предстает яркое изображение
быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века. На примере маленького
российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы
России того времени. Такие, как взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее
нормой, казнокрадства и попрание всякого человеческого достоинства.. Гоголь
наградил каждого персонажа комедии "говорящей фамилией". Легко,
например, представить, как будет судить чиновник по фамилии Ляпкин-Тяпкин,
или как будет выполнять свои обязанности полицейский по фамилии Уховертов.
Главным действующим лицом в комедии автор предлагает признать не самого
ревизора, а всю группу чиновников вместе с городничим. Изворотливый, неглупый,
выслуживающийся долгой службой, привыкший не упускать все, что "плывет
в руки", т.е. взяточник и ханжа — таким предстает перед нами глава
чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский. Он .сам признается,
что "мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох
и плутов таких, что весь свет готовы обворовать". Соревнование в
мошенничестве, казнокрадство и подлоги он возвел в норму жизни. А взяточничество
для городничего настолько близко и родственно, что он и не сомневается
в его правомерности: "Это уж самим богом устроено". Всегда грубый
и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский разительно меняется при
общении с начальством: его вежливость, обходительность и показное радушие
не знают границ. Такие метаморфозы объясняются неуемным желанием, мечтой
всей жизни городничего выбиться в генералы, стать птицей высокого полета.
Подобные интересы владеют умами всех помощников городничего — это и судья
Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и смотритель
училищ Хлопов, и почтмейстер Шпекин — манера поведения этих героев как
две капли воды похожа на поведение самого городничего. Самые значительные
люди в городе, вроде судьи, который пользуется авторитетом образованного
человека, на самом деле никчемны и бездеятельны. Ляпкин-Тяпкин не только
полностью не сведущ в судебных делах, но и не занимается ими вовсе. Увлекаясь
охотой, он берет взятки борзыми щенками и находит верный способ уйти от
ревизии, давая Хлестакову деньги "взаймы". Попечитель богоугодных
заведений Земляника так же слывет в обществе "человеком честным",
а в действительности — плут "тонкий". Онне только казнокрад
и бездельник, но и ябеда: при первой же возможности он наговаривает Хлестакову
на своих же товарищей, стремясь обелить себя. Земляника так говорит об
особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: "Человек
простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет".
Почтмейстер Шпекин — человек умственно ограниченный, не имеющий ни достоинств,
ни нравственных принципов. Единственный его интерес в жизни — это мелочное
любопытство. Шпекин получает истинное наслаждение, когда злоупотребляя
своим служебным положением, распечптывает чужие письма. Его не мучают
ни совесть, ни смущение, в этом он видит чуть ли не свою обязанность.
Робкий и забитый, вечно трясущийся от страха, смотритель училищ Хлопов
не стремится что-либо изменить: он охвачен постоянным страхом перед возможными
ревизиями и все его действия сводятся только лишь к постоянным жалобам
и нытью. Подобное отношение к своим служебным обязанностям характерно
для всего чиновничества города. Такие "государственные мужи"
нисколько не пекутся о людях или благоустройстве города. Их личные интересы
и собственное спокойствие дороже для них всего на свете. Высмеивая и критикуя
чиновничество, Гоголь раскрывает всю несостоятельность административного
устройства России. Недаром писатель говорит: "В "Ревизоре"
я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости,
какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется
от человека справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем".
"Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя показывают,
насколько порочен был чиновничий строй начала 19 века. Хотя я считаю,
что пороки, которые высмеивали Грибоедов и Гоголь, не исчезли с течением
времени. Взяточничество, казнокрадство существуют и сейчас, только в другом
виде. Они скрываются под видом, например, благотворительности, какого-нибудь
строительства, но они есть. И я считаю, что никогда не исчезнут.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|