|
Основные проблемы любви в повести
"Бедная Лиза"
Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть
Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление
и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой:
он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы
и богатого молодого дворянина Эраста. Главный интерес повествования заключен
в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любовного
чувства.
Психологически достоверно представлено состояние молодого, целомудренного
и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками
солнечного дня, цветущей
природы. Потом перелается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым
ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной
чистой первой влюбленности, счастливой и духовно окрыленной. Но когда
бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восторги девушки омрачаются сознанием
чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное
состояние откликается по-своему природа: «Между тем блеснула молния и
грянул гром. Лиза вся задрожала: «Эраст, Эраст! — сказала она.— Мне страшно!
Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!»
Тревога оказывается ненапрасной: пресыщенный молодой дворянин начинает
охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого
сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст
надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает
в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой
на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние.
Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около
Симонова монастыря — места ее счастливых свиданий с Эрастом.
В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской
литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый
и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он
скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов,
которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда
люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно
и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга,
Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты
о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и
обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.
Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать
в нашей литературе — в пушкинских «Цыганах», в поздней драме Л. Н. Толстого
«Живой труп» и романе «Воскресение». А судьба Лизы отзовется в «Станционном
смотрителе» Пушкина, в «Бедных людях» Достоевского. По существу, «Бедной
Лизой» открывается ключевая в отечественной литературе тема «маленького
человека».
Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин
более всего озабочен в повести доказательством того, что «и крестьянки
любить умеют». Но именно потому социальный колорит в изображении характера
Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом
повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более — на милую
светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных
романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа
кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не
читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой
фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у
Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина
и получил название «Лизин пруд». Сюда сходились на свидание сентиментальные
парочки, сюда приходили тосковать и предаваться «меланхолии» люди с чувствительными
и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому
поводу такое объявление:
Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,— Топитесь, девушки, в пруду довольно
места!
А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили
надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.
Все это ныне не может не вызывать улыбки над наивностью и простодушием
людей далекого от нас времени. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться,
что «привязанная» к крестьянке и выраженная несколько архаичным, устарелым
литературным языком история девической любви с ее зарождения до катастрофы
передана Карамзиным с психологической достоверностью, в зерне которой
уже содержится и будущий Тургенев, певец «первой любви» и тонкий знаток
девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевный процесс с
его формами и законами. Признанный во всем мире утонченный психологизм
русской художественной прозы предчувствуется, зарождается в кажущейся
ныне наивной и даже неумелой повести Карамзина.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|