Сочинения по литературе
 

Повесть А.И. Куприна «Поединок»


Повесть «Поединок» — звено в длинной цепи произведений Куприна, посвященных русской армии. «Поединку» предшествовали многочисленные рассказы 1890 — начала 1900-х годов («Дознание», «Куст сирени», «Ночлег», «Ночная смена», «Поход»), повесть «На переломе» («Кадеты», 1900). За «Поединком» следовали рассказы «Свадьба» и «Гранатовый браслет» (в котором весьма важную роль играет образ генерала Аносова), рассказ о военных летчиках первой мировой войны «Сашка и Яшка», повесть «Купол св. Исаакия Далматского», роман «Юнкера» Менялись, интенсивно эволюционировали взгляды писателя, но неизменным оставался его интерес к теме. Вероятно, это обусловлено той чертой судьбы и личности А.И. Куприна, которую в 1907 году Л.Н. Толстой определил следующими словами: «У Куприна никакой идеи нет, он просто офицер». Слова эти были сказаны Толстым уже после чрезвычайно внимательного и пристрастного изучения повести «Поединок».
Воспитанник 2-го Московского кадетского корпуса, выпускник Александровского военного училища, подпоручик 46-го Днепровского пехотного полка (1890 — 1894), А. И. Куприн был связан с армией с 10 до 24 лет. «Я должен освободиться от тяжелого груза моих военных лет...» — говорил он осенью 1902 года, обдумывая сюжет «повести из военного быта». Великолепное знание этого полкового, гарнизонного быта, «армейского языка» стало художественной тканью повести. И проблемы российской армии, проблемы офицерской среды конца XIX -начала XX века рельефно, беспощадно, с гневом, но и с болью очерчены в повести Куприна.
Работа над повестью растянулась на годы. Куприн обдумывал план «Поединка» в 1902 году, но через год уничтожил уже написанные главы. И лишь в 1904 — 1905 годах повесть была завершена, причем автор остался недоволен финалом.
Годы работы над «Поединком» — время максимального сближения Куприна с товариществом писателей «Знание» и центральной фигурой этого круга русских писателей-реалистов начала столетия — А.М. Горьким. В 1902 — 1905 годах Горький постоянно интересовался замыслом Куприна. В первой публикации, в шестом сборнике «Знания», увидевшем свет весной 1905 года, «Поединок» был посвящен А. М. Горькому. «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам», — писал Куприн Горькому сразу после выхода «Поединка».
Даже самые доброжелательные рецензенты отмечали: «Поединку» вредит именно публицистическая, по-своему красивая и даже эффектная злоба...» (П. М. Пильский). Но и самые убежденные «идейные противники» повести признавали: болезненные, острые социальные проблемы русской армии начала 1900-х годов, проблема отчужденности, глухого непонимания между офицерами и солдатами, ограниченности, кастовой замкнутости, скудного образовательного уровня, жестоких тягот «семейно-гарнизонного» быта широких слоев русского офицерства очерчены Куприным жестко, страшно, но — точно.
Однако, на мой взгляд, социальный критицизм «Поединка» — следствие, а не причина глубокого, почти безысходного отчаяния, царящего на страницах повести.
Символичное название произведения — «тема дуэли» — проходит через всю русскую литературу XIX века.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению