|
Художественное своеобразие романа
"Герой нашего времени"
Путь Лермонтова-прозаика был очень коротким. Но по значительности и ценности
достигнутого, по значению для будущего русской литературы его проза представляет
исключительное явление. Лермонтов обратился к прозе, в совершенстве овладев
романтическим направлением, испытав свои силы в драматургии. Уже первое
его прозаическое произведение «Вадим» отличалось большой смелостью в выборе
темы (Пугачевский мятеж) и в подходе к ней. Лермонтов дает понять неизбежность
и закономерность расправы крестьян над помещиками, открыто сочувствует
своему герою Вадиму. «Вадим» — произведение романтическое, хотя в нем
и встречаются черты реализма. Лермонтов не закончил «Вадима».
Следующее прозаическое произведение — «Княгиня Лиговская» — тоже осталось
незаконченным. Это произведение знаменует огромный шаг к реализму. Стиль
повествования и диалогов значительно отличается от стилистики «Вадима»,
хотя Лермонтов полностью не отходит от романтизма.
Лермонтов хотел показать в реальной обстановке героя своего времени —
человека мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Так возник
замысел «Героя нашего времени». Роман состоит из пяти рассказов и повестей.
В единое целое объединяет их не только один герой, но и одна идея. Расположение
частей романа, нарушающее хронологический порядок, дает возможность сильнее
заинтересовать читателей Печориным и его судьбой, постепенно раскрыть
во всей противоречивости и сложности его характер. Каждая последующая
часть дополняет и в чем-то изменяет представление о Печорине.
Лермонтов подчинил композицию одной мысли: возможно глубже и полнее раскрыть
образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. Каждая
из повестей и каждый из рассказов представляют какой-либо эпизод из жизни
главного героя. Это позволяет увидеть Печорина во взаимоотношениях с различными
людьми. Вся жизнь Печорина как бы распадается на ряд эпизодов. Он случайно
сталкивается с людьми и так же без сожаления расстается с ними. Отсутствие
жизненной цели, постоянная неудовлетворенность действительностью, интерес
к людям и полное равнодушие к их судьбам — все это находит выражение в
«эпизодической отрывочности» (Белинский) построения романа. Эпизодичность
подчеркивает, что Печорин — человек, странствующий по жизни, встречающийся
со многими людьми, но проходящий мимо них. Стремясь к наибольшей объективности
и достоверности, Лермонтов поручает повествование рассказчикам: странствующему
офицеру, Максиму Максимычу и самому Печорину.
Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча. И оттого, что историю
Бэлы и Печорина рассказал человек простой, добрый, искренний, прямой,
еще сильнее ощущается трагическая опустошенность Печорина.
В повести «Максим Максимыч» автор единственный раз сталкивается с Печориным
и точно рисует его психологический портрет. Он подбирает детали, обращает
внимание на мелочи и в результате создает портрет человека незаурядного,
загадочного, противоречивого. Таких сложных людей, как Печорин, лучше
всего можно понять, следя за их мыслями, зная мотивы их поступков. Поэтому
Лермонтов заставляет Печорина самого рассказывать о себе.
«Журнал Печорина» раскрывает трагедию человека одаренного, активного,
но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике Печорин очень
честен. Поэтому он вызывает сострадание. «Журнал Печорина» чрезвычайно
важен для его характеристики. Здесь мы узнаем и об остром, наблюдательном
уме (стоит вспомнить великолепные характеристики Грушницкого, Вернера,
«водяного общества»), и о его способности к литературному труду (он описывает
свою поездку в Тамань, происшествие с Вуличем), и о его тонком восприятии
красот природы.
Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает
несоответствие переживаний человека и окружающего. Краткое, выразительное
описание природы раскрывает душевное смятение Печорина, возвращающегося
с дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». По сравнению
с ранними произведениями писателя здесь пейзажи приобрели большую определенность,
точность, сжатость. В классическом описании Койшаурской долины все точно
и конкретно. Эпитеты, сравнения, метафоры необходимы для того, чтобы сделать
образ нагляднее, доходчивее. Такие эпитеты, как «голубоватый туман», «теплые
лучи утра», «румяный блеск», помогают яснее представить картину зарождающегося
дня. В описании только два сравнения: сравнение рек с двумя серебряными
нитями и сравнение темно-синей горы с грозовой тучей. Иногда Лермонтов
пользуется и метафорой («Казбек в своей белой кардинальской шапке...»).
Среди сравнений и метафор можно выделить особую группу. Это образы, взятые
из литературы. Они являются важным средством для характеристики главного
героя. Печорин хорошо знает как русскую, так и западноевропейскую литературу.
В его дневнике встречается цитата из «Евгения Онегина» («Ума холодных
наблюдений и сердца горестных замет»), немного измененная цитата из «Горе
от ума» Грибоедова.
Лермонтов остается большим художником слова и в лирических описаниях,
и в повествовании, и в диалоге, и в исполненных сарказма сценах. Речь
героев прекрасно их характеризует. Так, речь Печорина, культурного дворянина,
мало отличается от речи автора романа, человека того же круга. «Тамань»
и «Фаталист» близки по языку к «Бэле». В «Княжне Мери» больше лирических
отступлений, язык более приподнятый, изредка встречаются архаизмы, сложные
синтаксические построения. А речь Максима Максимыча отличается от речевой
манеры «странствующего офицера» и Печорина. Это речь простого, малообразованного
человека. В ней встречаются военные слова и выражения. Лермонтов внес
эту военную лексику в речь Максима Максимыча, чтобы подчеркнуть, что он
типичный старый служака. Речь Максима Максимыча проста по словарному составу
и синтаксическим конструкциям, в ней много восклицательных и вводных предложений,
что придает речи эмоциональность «Славная была девочка, эта Бэла!..»).
Речь Грушницкого автор характеризует словами Печорина: «Говорил он скоро
и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые
пышные фразы». Его речь служит ширмой духовного убожества и пустоты, раскрывает
ничтожество человека, живущего не своими мыслями. Искусство Лермонтова-писателя
в том, что все эти особенности даются не навязчиво, а через восприятие
персонажей романа, главных и второстепенных.
Первый психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в
развитии русской прозы составил целый этап и во многом определил художественное
мастерство Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. А. Н. Толстой
так говорил о значении прозы Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»:
«Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет,
должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать
ее как истоки великой русской прозаической литературы. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|