|
"Герой нашего времени"
М. Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический
роман.
Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же
муки". Психологический
потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность
человека, его
духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде
всего, в
образе "героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина
Лермонтов
утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда
есть высокое и
тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия
тайны.
Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях)
к их мотивам (в
4 и 5 повестях) , то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем,
что тайной являются
не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного
изображения) . Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разочарованной",
противоречивой личности человека.
В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч",
"Тамань") представлены лишь
поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия,
жестокости
к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла)
, либо как
жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты) . Невольно напрашивается
вывод,
что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: "какое
дело мне:
странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих? " Но
не все так просто.
Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый
и глубоко
страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печорина.
Он понимает
скрытый механизм своей психологии: "Во мне два человека: один живет
в полном смысле
этого слова, другой мыслит и судит его. " А позже Григорий Александрович
открыто
формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости
других только в
отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы... "
На основании этого
правила, Печорин развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь
причиной
страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, — не
самая ли это
сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.
" Казалось бы,
умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив,
ведь он
постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то
нет, а
вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист".
Здесь решаются уже
проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом:
"Если
точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок? "
Этот спор проверяется
тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка
Вулича
убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное
убийство
Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на
казака убийцу.
Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что
нельзя
смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор
избавил
роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается
в
середине повествования, в этой последней повести не только спасается от,
казалось бы,
верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям.
И вместо
траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью:
"офицеры
меня поздравляли — и точно было с чем ".
Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он
иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны,
он откровенно
завидует их вере, так как понимает, что любая вера — благо. Но отвергая
прежнюю наивную
веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные
идеалы. Несчастье
Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще;
для него не
только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете"...
А безверие порождает либо
бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного
и
энергичного человека. Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно
утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович
очень
дорожит своей свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать
раз поставлю свою
жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без
гуманистических
идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос
своего сердца: "я
давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или
топора в
руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,
весь роман это гимн
мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием
одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог "угадать
своего высокого
назначения".
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|