|
М. Ю. Лермонтов
|
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский
поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую
школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837
за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в
армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности,
характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление
к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические
стихи, а в зрелой лирике — и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно
и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри»,
1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны
гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический
роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»].
Поэма «Демон» (закончена в 1839) — символическое воплощение идеи бунта
против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую
поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего
времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим
содержанием, — вершина реализма Лермонтова.
* * *
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841,
подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской
области], русский поэт.
Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817)
и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя
смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались
на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении
Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование
(иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая
трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und
Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831). Значимы
для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его
рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства
относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском
благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском
университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом,
затем словесном отделении.
Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном
чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г.
Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков,
философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов)
из сочинений самых разных авторов — от М. В. Ломоносова до современных
ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься,
Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные
формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе.
Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной
становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов,
где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.
Одновременно идет работа над романтическими поэмами — от откровенно подражательных
«Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки»
(обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского)
канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность»
сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены
«магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя
разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной
личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая
редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий
о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом
поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего
родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных
лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает
в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место
высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»),
место трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник «демона».
В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические
мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности»,
языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона
(восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном
романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад».
Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру
и дважды переделывает.
Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения
(среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831;
«Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-36)
в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой,
опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма
«Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире
нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье
— со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль
Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку
как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную
боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами
против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов
был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский
полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал
в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами,
в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал
восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения
«Бородино» упрочила славу поэта.
«Вид Крестовой горы»
С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском
полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются
связи с пушкинским кругом — семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В.
А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838
печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация
«Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных
прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество
с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов
входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества —
безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество.
Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения
в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь
себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая
жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840), Лермонтов ищет гармонию
в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»,
где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных
устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах
ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840) или человека, сохранившего
детское мировосприятие («Памяти А. И. О<доевского>», 1839; <М.
А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы
невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес»,
«Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском
душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной
традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы
земной обреченности («Выхожу один я на дорогу...», 1841). То же напряженное
колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и
небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова
— последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).
В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие
его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно,
не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного
человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру
Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного
прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены
«Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали
ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику,
особое место в которой принадлежит статьям Белинского.
Сцена дуэли Печорина и Грушницкого (из романа «Герой нашего времени»)
«Фаталист» (из романа «Герой нашего времени»)
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840)
привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи
со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает
на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке
Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»),
за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем
I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск,
находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов
обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен
замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание
журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся
гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения
на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе
Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и
гибели поэта. |