|
Маяковский о назначении поэта и
поэзии
Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии.
Прозой, стихами, критическими статьями — все равно. Что же до Маяковского,
то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои
взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное,
стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи
пишутся по “социальному заказу” .
Маяковский всегда был там, где “нужно” . “Грозный смех” — так назвал он
впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно
был грозный.
А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от “разной дряни и
ерунды” . Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского
били без промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки” , — с гордостью скажет
он себе потом.
Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя
эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит.
Когда за дело берется гений, оживает и реклама (“Нигде, кроме как в Моссельпроме”
, “Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать
до старости лет” . Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все
будет. А вот “Курить бросим — яд в папиросе” ) .
Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на
горло собственной песне” . Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде
всего, лирик. Его стихи — это по-настоящему искренний и теплый разговор
с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.
В статье “Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что только
разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает
Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя с
самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. “Первый,
купивший книжку о рыжем Мотеле, — я” , — говорил он и считал эту стихотворную
“Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало
ему поругивать Уткина, и в статье “Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже
упомянут.
Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался
правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными.
Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже в дореволюционные
годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.
Литературоведы стараются очистить поэта от “грехов молодости” , от ниспровержения
классиков. Очищать не стоит.
Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное” , посвященное А. С. Пушкину,
делает это лучше всех: Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали.
Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один
действительно жалею, что сегодня нету вас в живых.
Маяковский считает, что поэт должен быть не похожим ни на кого. Не повторять
того, что уже сделано, быть новым, неожиданным. В “Послании пролетарским
поэтам” он тревожится, как бы не остыл творческий поиск, как бы не почили
лирики на лаврах.
Он не строгий папаша, он товарищ, он понимает, что поэзия — дело тяжелое.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|