|
Актуальность сатиры Маяковского
Сатира Маяковского нацелена против всего того, что символизировало и продолжает
символизировать застой, пошлость и отсталость, — не только в стране, но
и во всем мире. Его главной мишенью был и по сей день остается образ самодовольного
эксплуататора, который, как в известном мультфильме, говорит: «Это у меня
обед, а у них работа!»
Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какой бы тяжелой для него
лично и для общества, в частности, она ни была: главное—заставить людей
смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно в этом
и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского.
Можно сказать, что практически все произведения Маяковского несут сатирический
заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойно существовать
не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворений
он пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие —
белым, а гнилые — черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому что
веселого в таком трагикомичном «учении» мало.
«Поэтохроника» — вот как называет Маяковский жанр своих поэм. Именно в
них предполагалось раскрыть самые уродливые явления окружающей его повседневной
жизни.
Кругом тонула
Россия Блока...
Незнакомки, дымки севера
Шли на дно, как идут обломки
И обломки консервов...
Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычно таится под подобными
поэтическими выражениями, романтическими штампами,—обычная жесть, имитация
чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которую надо сразу
раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждение эта
видимость «снаружи».
Юрий Тынянов утверждал: «Маяковский возобновил поэтический образ, где-то
утерянный со времен Державина». Действительно, он сумел создать новый,
предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработал новую систему
образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именно сатира, юмористическое
отношение ко всему и явились для Маяковского основополагающим средством:
просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь:
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.
Так Маяковский определяет настоящий мир, в котором все естественно и
небезобразно, а все надуманные образы просто уходят на дно, подобно пустым
жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистил поэзию для новых
произведений, дал дорогу новому творчеству, которое не искало бы каких-то
теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должно быть разрублено
и уничтожено.
Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнему остается
актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спал в ожидании
каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир, правда, еще
не подготовленный к его экспериментаторству.
Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем все меньше
и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложения!
Это — прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачем делать, когда
можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли угля все меньше и меньше
— не от этих ли «предложений»?
После революции вступил в силу неоправданный оптимизм насчет дальнейших
побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизме светлое будущее
не построишь, и призывал народ к действию:
На арену!
С купцами сражаться иди!
Надо счетами бить учиться.
Пусть «всерьез и надолго»,
но там,
впереди,
может новый
Октябрь случиться.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|