|
Анализ стихотворения "Послушайте!
"
В. М. Маяковский — мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему
изменилось.
Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт
ничего не
писал. Но это совсем не так. Да, В. М. во имя революции наступал на «горло
собственной
песне» , отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя
драма…» —
писала Анна Ахматова. Есть она и у В. М. Он верил в революцию, боролся
стихом с ее
врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых
мещанах,
«дряни» . А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают
они и
другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный
новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи
«лесенкой» ,
он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма
В. М. —
необычайная, она как бы «внутренняя» , чередование слогов не явное, не
очевидное — это
белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в
поэзии — самое
главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В. М. надо кричать, надрывая
голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей» . Но в ранних стихах
преобладают
интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет
казаться
грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот,
М. одинок и
неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В.
М. я и
люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого периода
внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой
— ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность,
помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность
в
правоте своих нравственных и эстетических идеалов обособляли В. М. от
других поэтов, от
привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест
против
обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о
них мечтал.
Стихотворение — крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к
людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает
свою
речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения
не просто
произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить
внимание
живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную
природу» , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с
воображаемым
оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином,
убеждая его
в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди
рождаются
для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает,
когда,
ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно
ищешь
аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только
объяснить надо
как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой
их находит.
(ЦИТАТА) А дальше... Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе,
в словах
антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены
очень
важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды
—
«плевочки» , а для другого — «жемчужины» .
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то» , для
кого без
звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества,
непонимания, но не смиряется с ним.
(ЦИТАТА) Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную
муку» .
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.
М. имеет
деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной
детали
— у него «жилистая рука» . Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный,
зримый,
чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую
кровь.
«Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина)
органично,
абсолютно естественно заменяется, как видим, просто «рукой» . Значит Господь
Бог, будто
пахарь или хлебопек, — простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает
все,
что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он говорит
кому-то:
(ЦИТАТА) И ели первые два предложения вопросительные, то третье — вопросительное,
и
восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим
героем, так
силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом
«Да?!» ,
обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и
забота, и
сопереживание, и участие, и любовь... Я не один, еще кто-то так же думает,
как я, так же
чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы
так не
убеждал, не увещевал, не волновался... Последняя строфа стихотворения
(всего их три)
начинается так же, как и первая, с того же слова: (ЦИТАТА) Но авторская
мысль в ней
развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе
по
сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение
вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический
вопрос ответ
не требуется.
(ЦИТАТА) В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля
В.
М.. «Послушайте!» — взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В. М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень
выразительны. Фантастика («врывается к богу» ) естественно сочетается
с наблюдениями
автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: «врывается»
,
«плачет» , «просит» , «клянется» — передает не только динамику событий,
но и их
эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны,
экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий
указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем.
Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная,
робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую
сливаются
полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В
них легко уловить
ноты тревоги («ходит тревожный» ) , смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!» — развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл — «не хлебом единым жив человек» . Кроме насущного
хлеба, нам
нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны
звезды-
«жемчужины» , а не звезды-«плевочки» . Имманиула Канта поражали более
всего на свете
две вещи: «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» . В.
М. тоже волнуют
вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти,
смерти
и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает
ни о
какой «протянутости» слова к Вселенной, но В. М. ни в коей мере не уступает
поэтам-
мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди
к
безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был
подсказан В.
М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо
от того, в какие
тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество
проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную
жизнь, и никто не будет считать В. М. только политическим поэтом, отдавшим
свою лиру
лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение
«Послушайте!» — истинный шедевр русской и мировой поэзии.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|