Сочинения по литературе
 

Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")




Поэма "Кому на Руси жить хорошо" — вершина творчества Некрасова. Это
произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию
типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но
двинувшиеся в путь крестьяне-- не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с
места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни
счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется
поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые
свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп
примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь
самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только
по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая...
Он молится: "Оставь мне, господи, Болезнь мою почётную, По ней я дворянин! "
Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом,
недостойным, а барина-князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Был Клим мужик: и
пьяница, И на руку нечист.
Работать не работает, c цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих
товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех
деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай, служба-должность подлая!..
Гнусь человек! — Не бить его,
Так уже кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ.
Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух
великих грешниках". Рассказ даётся в подтверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а всё не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предательский — самый тяжёлый грех:
Всё прощает бог,
А Иудии грех не прощается.
Ой мужик! Мужик!
Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маятся!
Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право
"калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже
всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром
крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Явление "холопство", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время.
Большинство таких людей -"холопы" по психологии. "Холопство" пока неискоренено и
существует повсюду.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению