|
Смысл названия драмы “Гроза”
А.Н. Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. В его
пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых
дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр
Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу
можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место
занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.
Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове:
“... Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё
наглядеться не могу”. Но это великолепие нарушено жестокими нравами и
какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: “ Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие!” Порядки в Калинове устанавливают два
главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители “темного
царства”: Кабанова и Дикого. Кабанова — “ханже, нищих оделяет, а домашних
заела совсем” — говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом
появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки
дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не
столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание.
Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг,
какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно
ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря
на то, что ее сын Тихон говорит: “Да я маменька и не хочу своей волей
жить.”
Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется
сам Дикой — знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого
отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного
племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет
получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит.
Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться,
“что Дикой ни одного из них путем не разочтет”. Также, как и Кабаниха,
он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно
отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет
себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: “Ну ты не очень горло-то
распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”
В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина — невестка Кабановой,
девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с
нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском
доме, о прошедшем беззаботном времени: “Я жила, ни об чем не тужила, точно
птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу,
работать не принуждала...” После замужества Катерина оказалась в неволе,
ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться
из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть,
она говорила: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня
никакой силой”. Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести
к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем
больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью.
Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок
своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве
к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие
желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может
притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к “темному царству”.
Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: “Возьми
меня с собой отсюда” — просит она Бориса и слышит в ответ: “Нельзя мне
Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает”. Таким образом для Катерины
осталось два выхода: один — жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой
— уйти из жизни. Она выбрала последний — освобождение ценой смерти.
После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели
все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон
прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь
над ее безжизненным телом: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...” Жители
города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев,
побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла! |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|