|
Онегин и Ленский (по роману
А. С. Пушкина "Евгений Онегин).
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
С Онегиным читатель знакомится очень подробно уже в первой главе. Он узнает
о его воспитании,
образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, произведенном на
общество молодым героем, который "наконец увидел свет". Что
же можно выделить главное в этом повествовании об Онегине? Вероятно, то,
чем герой резко отличался в своей среде: "…бранил Гомера, Фелокрита,
за то читал Адама Смита и был глубокий эконом…" В эпоху, когда властителями
дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии
Адама Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской
жизни: " Ярем он барщины стариной оброком легким заменил, и раб судьбу
благословил". Однако самым главным в этом рассказе о герое оказывается
признания автора:
Мне нравятся его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И редкий охлажденный ум.
Пушкин не разъясняет, в чем состоит эта "неподражательная странность",
но названная автором в первой главе, она отзовется позже в восьмой главе
романа.
Познакомив читателя с "Евгением Онегиным", Пушкин вводит в действие
романа второго главного героя – Владимира Ленского. Именно они станут
для поэта теми персонажами, опираясь на которые он построит свою концепцию
мыслящего человека эпохи. Онегин и Ленский, тем не менее, имеют нечто
общее, роднящее и сближающее их. Именно это общее и привлекает Пушкина,
помогая создать вокруг героев тот божественный мир, который мы называем
миром свободного романа.
О Ленском мы узнаем значительно меньше. Можно с уверенностью предположить,
что его раннее детство было весьма похоже на детство Онегина, с той лишь
единственной разницей, что его отправили учиться в Европу, откуда он и
приезжает в деревню:
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды,
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Воспитанный "под небом Шиллера и Гете" Ленский далек от разврата
света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, в высокие
идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля:
"простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред".
Разность темпераментов и умственных интересов сделало их страстными спорщиками,
собеседниками и одновременно противопоставляло всем деревенским соседям
с их разговорами "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".
"Стихи и проза" (Шиллер и Адам Смит), "лед и пламень"
(охлажденный ум и сладкая мечта) – это и отличало героев друг от друга
и притягивало их. Онегин и Ленский чудом нашли друг друга. Скептик Онегин
и романтик Ленский одинаково непонятны окружающим. Они не вписывались
в тоску и монотонность привычной деревенской жизни.
Возникает естественный вопрос, чего же больше в героях романа: притяжения
или отталкивания?
Пожалуй, существенно и то и другое. Конечно, Онегин и Ленский антиподы,
но они не антагонисты, как
многие другие, традиционные пары русской литературы: Чацкий и Молчалин,
Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Базаров и Кирсанов. Едва ли не
главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте
романа не героя и злодея, а молодых героев, просто по-разному воспитавших
в себе мысли и чувства определенной исторической эпохи. Автор не отталкивает
их в любовном конфликте, а развивает две любовные линии романа, идущие
параллельно, отличающиеся между собой не меньше, чем характеры главных
героев. Потому-то и считали современники Пушкина недостаточно мотивированной
дуэль Онегина и Ленского. В связи с этим, Юрий Тынянов обращает внимание
на черты характера прототипа Ленского – Кюхельбекера и утверждает, что
для Пушкина эти мотивировки оказались достаточными, хотя и остались за
пределами произведения. Дуэль Онегина и Ленского – кульминация романа.
При всей ее нелепости, она помогает автору резче высветить характеры героев.
Для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина
становится началом отсчета новой жизни. Пустившись в странствие, оставив
деревню и Петербургский свет, Онегин ищет не просто новых впечатлений,
а нового смысла жизни, ищет самого себя. Об этой странице его биографии
читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно вынес "Путешествие
Онегина" за пределы романа.
Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем, разгадать которого окружающие
не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светской толпой.
Онегин не по плечу пустому свету, а поэтому странен, также как был странен
грибоедовский Чацкий, горестно восклицавший: "Я странен, а не странен
кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?" Эти странные герои не находят
себе места в жизни. Пушкину, вместе с читателями, жаль поэта, который,
"быть может, для блага мира иль хоть для славы был рожден",
жаль ему и Онегина, которому "грустно думать, что напрасно была нам
молодость дана". Такие разные, такие противоположные Онегин и Ленский
объединены состраданием к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам.
Отрицая общепринятые нормы, ясно понимая, что им не хочется того, чем
так довольна самолюбивая посредственность, герои Пушкина будили мысль,
живое чувство. Именно потому в них, по словам Белинского, "отразилось
общество в один из интереснейших моментов своего развития".
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|