|
Интеллигенция и революция в романе
Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную
для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции
и роли революции в истории России в целом.
Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя
из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные
истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В
своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий
и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская
война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев,
каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России
социальный перелом.
Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого
послужила названием для самого романа. Юрий Живаго — доктор по профессии,
врач человеческой души по призванию, лирик по натуре. Герой Пастернака
воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни.
Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться
в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с
надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьским событиям было
характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как
в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой,
просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению, революция не
оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий
Юрия Живаго, его родных и друзей. Революция внесла свои коррективы: она
насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края,
лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное
в герое романа — его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю
свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. Не желая воевать, предавать
и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях
и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что главный герой произведения
— трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако
все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в
активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный
образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять
революционных перемен.
Герой не желает и не может переступать через себя, собственные принципы.
Для него идея насилия, даже во имя справедливости, безнравственна. Герой
вынужден жить среди других людей, двигаться вместе с историей, но в душе
он — творец и потому противостоит ей, пытаясь быть незаметным, удалиться
от революционного процесса, погрузившись в частные проблемы. И поэтому
он обречен на гибель. На примере жизни своего героя и его семьи Борис
Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции,
которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории.
Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил
ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь
самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного
воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических
событиях.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|