|
Поэтический мир Пастернака
(рецензия)
Пастернак — присутствие
Бога в нашей жизни.
А. Вознесенский
Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать
как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который
читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический
строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать
капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами.
Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно, интересовался
с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился
Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак — большой
поэт. Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность
и открытость перед миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит
как бы в первый раз. Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом
стихотворении. Все его поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны.
Но, с другой стороны, поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям.
Известно, что дети любят все, что связано с традициями их семьи, с восторгом
ожидают семейных праздников. В “Охранной грамоте” Пастернак писал: “Всем
нам является традиция, всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание
сдержала. Все мы стали людьми в той мере, в какой людей любили и имели
случай любить”. Любовь к людям — это тоже, я считаю, идет от “детскости”
поэта. Она постоянно нарастает в его творчестве. В качестве примера можно
привести три строфы из стихотворения, которое дало название его сборнику
стихов “На ранних поездах”:
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Такое отношение к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят
России и обвиняют русский народ в холопстве. Мне нравится в поэзии Пастернака
какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность. Например, он
пишет:
Мне по душе строптивый норов
Артиста в силе: он отвык
От фраз и прячется от взоров,
И собственных стыдится книг.
Пастернаку принадлежит и известная поэтическая строка: “Быть знаменитым
некрасиво”. Почему поэт стыдлив? Почему “быть знаменитым некрасиво”? Я
думаю, не только потому, что это чисто нравственные моменты, но суть еще
и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным миром людей и их
традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого человека.
Хотя в творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его
поэзию — даже в таких стихах — за отражение жизни. Например, в его знаменитом
стихотворении, где лирический герой “вышел на подмостки”, разговор вроде
бы ведется об искусстве, и в то же время:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить — не поле перейти.
Концовка поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека. Недаром
это стихотворение так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество
которого — сама жизнь. Понимание поэтом трагедии жизни порождает в душах
читателей ощущение неблагополучия мира, лишает их равнодушного отношения
к окружающей действительности. Поэтический мир Бориса Пастернака дорог
нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и честными людьми
вопреки всем ухищрениям зла. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|