|
|
Полежаев (Александр Иванович, 1805 — 1838) — выдающийся поэт.
Отец его — помещик Пензенской губ., Струйский, мать — крепостная этого помещика,
выданная впоследствии замуж за саранского мещанина П., от которого поэт
и получил свое имя. Десяти лет от роду П. отдан был в Москве в французский
пансион; затем он поступил вольнослушателем в московский унив., по словесному
факультету. Первое стихотворение П. : «Непостоянство» появилось в «Вестнике
Европы» 1825 г. Университетское начальство поручило П. написать к торжественному
акту 12 янв. 1826 г. оду: «В память благотворении Александра I императорскому
моск. университету», а на выпускном акте, в том же году, П. прочел свое
стихотворение «Гений». К тому же времени относится сатирическая поэма П.:
«Иман-Козел», вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике
в Москве. Другая сатирическая поэма П., «Сашка», в которой изображались
студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь. Поэма ходила
по рукам в списках и попала в руки начальству, которое, обратив внимание
на несколько стихов с неуважительными отзывами по вопросам религиозным и
с указанием на неудовлетворительность общественных условий России, дало
ход делу. Шуточная поэма очутилась в руках императора Николая Павловича,
прибывшего в Москву на коронацию. Император приказал привести к себе П.,
который в его присутствии должен был прочесть свою поэму. Но окончании чтения,
государь, обращаясь к министру нар. просвещения кн. Ливену, сказал: «Я положу
предел этому разврату; это все еще следы, последние остатки» (т.е. брожения,
приведшего к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв,
что П. «поведения превосходнейшего», государь сказал: «Этот отзыв тебя спас,
но наказать тебя надобно для примера другим», а затем добавил: «Я тебе даю
военною службою средство очиститься... от тебя зависит твоя судьба, если
я забуду, то можешь мне писать»; с этими словами государь, поцеловав П.
в лоб, отпустил его. П. не мог примириться с крайне тяжелым положением унтер-офицера
из «политических преступников»; пользуясь дарованным ему правом писать к
государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его
участи. Не получив ответа на неоднократные прошения и полагая, что они не
доходят до государя, П. задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил
полк и отправился пешком в Петербург. Сообразив, однако, все значение своего
поступка, П. вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд
и приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчен,
и П. был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми покинутый, П. пришел в
отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд
и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый год,
имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание
долговременное содержание под арестом. В 1829 г. полк, в котором служил
П., был отправлен на Кавказ. П. принимал, участие в целом ряде сражений
и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться офицерского чина.
Начальство не пожелало, однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он
возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан;
он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837
г. произведен в прапорщики. Исключительные обстоятельства жизни наложили
резкую печать на поэзию П.; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный
от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького
субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся
смертному, П. излил свои чувства в, «Песне пленного ирокезца» и в стихотворении
«Осужденный». В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении «Арестант»
П. с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста. Из автобиографических
стихотворений П., наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда
не мирился с своею судьбою. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления
о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения,
сопоставляя их с постигшею его непомерною карою; не менее часто слышится
мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец,
отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание
на Кавказе отозвалось у П. целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых,
наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствие к
страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях П. в народном жанре,
к которому Белинский находил у него большую способность («У меня ль молодца»,
«Баю-баюшки-баю» и др.). В общем, произведения П. весьма неравного достоинства,
что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них
свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте. Вполне оригинален и стих
П. : это — не подражание пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову,
также к Кольцову. В свое время прославилась по оригинальности стиха его
воодушевленная «Песнь погибающего пловца», писанная двустопными хореями
с рифмами. |