|
Современный театр
Современный театр — очень сложное и многогранное явление. «Театр начинается
с вешалки», — говорит пословица. Но ведь только начинается. Театр — это,
конечно, необычная, праздничная обстановка. Когда ты входишь в зал, видишь
строгие ряды кресел, тяжелые складки занавеса, лепные украшения на стенах
и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то
необычного. Это ожидание далеко не всегда оправдывается, но любая театральная
постановка, даже самая неудачная, оставляет след в душе, становится предметом
споров и обсуждений. Почему?
Прежде всего, современный театр — это живая связь времен. По-прежнему
остаются популярными в современном театре такие пьесы, как «Гамлет» В.
Шекспира, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Вновь и вновь мучается своей непосильной
ношей Гамлет, заглядывая за грань жизни и смерти: «Быть или не быть? Вот
в чем вопрос?» Снова Городничий произносит свою сакраментальную фразу:
«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!..» Одна из тенденций современного
театра — осовременивание классики. Например, в постановке нашего драматического
театра Хлестаков в «Ревизоре» в конце спектакля читает рэп. В постановке
этого же спектакля в Киеве практически все актеры одеты в современные
костюмы и разговаривают по мобильным телефонам.
Как к этому относиться? Я думаю, что эту черту в современном театре нельзя
назвать ни негативной, ни позитивной. С одной стороны, искусство должно
идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры
— ведь кто-то должен покупать билеты в театр, чтобы он продолжал свое
существование. Но с другой стороны, при таком «переодевании» театральной
классики теряется ее историческое своеобразие, исчезает неповторимое ощущение
прошлого, которое тоже необходимо зрителю.
Еще одна очень важная черта современного театра — пристальное внимание
к внутреннему миру, сложным душевным коллизиям, психологии современного
человека. Где, как ни в театре, мы можем посмотреть на самих себя и понять,
как сложен мир вокруг нас! Не случайно, что со сцены не сходят пьесы А.
Вампило-ва. Например, в пьесе А. Вампилова «Старший сын» поэтизируется
духовное родство людей, которое далеко не всегда обосновано их родственными
связями. Во взаимоотношениях «отца» (музыканта Сарафанова) и «сына» (студента
Бусыгина) проявляется реальная сложность взаимоотношений между людьми,
установления контакта и избегания конфликта.
Кроме того, современный театр — это всегда напряженные поиски нового.
Ведь новым взглядом на мир, новым ритмам жизни должны соответствовать
и новые приемы режиссуры, новые пути решения сценического пространства.
Театр Романа Виктюка, безусловно, является таким явлением. На всю Украину
и даже на всю Европу прогремела постановка шекспировского «Гамлета» с
Л. Кравчуком в главной роли. В театре Р. Виктюка главным является не слово,
не текст произведения, но само видение режиссера: многообразные цветовые
композиции, актерская пластика, сценические конструкции.
Конечно, театр Р. Виктюка — это выдающееся явление. Уровень же обычных
театральных постановок часто оставляет желать лучшего. Государство мало
обращает внимания на культуру вообще и на театр в частности. Но даже в
этот, безусловно, тяжелый период современный украинский театр обладает
большим потенциалом. Прежде всего, в нем множество талантливых актеров
(Б. Ступка, Д. Шевченко и многие другие).
Сейчас многие из моих ровесников считают, что во времена телевидения,
компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласна с
этим мнением. Еще Шекспир писал: «Жизнь — театр, и люди в нем — актеры».
Именно поэтому, мне кажется, театр будет всегда. Театр — зеркало жизни,
в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный
театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить
и посмеяться над собой.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|