|
Жизнь коротка, искусство вечно
«Жизнь коротка, искусство вечно», — так говорили древние римляне. Это
выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства,
вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения
прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как
быть с произведениями словесного искусства?
Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что
вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями.
К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный,
полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»,
который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер»
сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений
Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился
в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают
его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние
храмы и статуи?
Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал,
из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется
стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же
процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя.
Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление»,
ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности
еще много веков.
«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских
Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по-настоящему
«вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества
— вот, пожалуй, и все.
Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая
жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения
в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути
«вечных» литературных произведений.
Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском
«Фаусте».
Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного
романа Сервантеса.
Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация
знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.
И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие
литературы прошлого.
Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения
вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой
эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются
вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.
Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня
не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут
в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны
уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные
произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка,
искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|