|
Тот, кто не любит свою страну,
ни чего любить не может
Каждый из нас неразрывно связан с той страной, где он живет, — радуется,
грустит, постепенно взрослеет, находит и теряет любовь. Я считаю, что
если человек не любит или, по крайней мере, не уважает свою страну, то
ему достаточно сложно найти себе какое-то место в ней.
Мыслями о судьбах России переполнены любимые герои Л. Толстого — Пьер
Безухов, Андрей Болконский. Князь Андрей, мечтая о «своем Тулоне», думает
о том, чтобы послужить России. Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети», становится «человеком самоломанным», потому что считает:
России нужны не громкие фразы и романтические мечтания, а практическая
деятельность. Русской классической литературой нам завещано неравнодушие
к судьбам родной страны, стремление что-то сделать для того, чтобы жизнь
стала лучше.
Конечно, советская идеология дискредитировала само понятие любви к родной
стране. Оно культивировалось так навязчиво, им оправдывались такие неблаговидные
поступки, что из него постепенно выветрился какой-либо рациональный смысл.
Люди стали воспринимать патриотизм не как установку к действию, а как
установку к демонстрации. Русская проза 60—70-х годов убедительно показывает,
что под лозунгом патриотизма совершается неправедное «покорение природы»,
осквернение окружающей среды. О том, к чему приводит такой «патриотизм»,
проникновенно пишет В. Распутин в повести «Пожар»: «Сиротинки мы: с землей-матушкой
в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре... И стоять не на чем, и прислониться
не к чему...».
Большой ущерб самому чувству любви к родине нанесло долговременное его
извращение. И сейчас мы скорее удивляемся, чем восхищаемся, когда видим,
как известный футболист Андрей Шевченко при исполнении гимна Украины кладет
руку на сердце.
Но все-таки, если вдуматься в смысл самого понятия, — что же такое любовь
к своей стране? Что, собственно, мы любим или не любим?
Прежде всего, страна — определенная территория, а также растения, животные,
живущие на ней. Может ли человек не любить родную природу? Русская литература
убедительно показывает: нет, не может. Поэтическими описаниями природы
наполнены романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого. Много
проникновенных строк посвящали природе поэты XX века — С. Есенин, Б. Пастернак,
А. Ахматова. Природа для человека — не просто среда обитания, но «первооснова
жизни», напоминание о бесконечности бытия.
Еще страна — это люди, которые в ней живут, народ. И это, пожалуй, самое
главное. Ведь если человек не любит людей, которые находятся рядом с ним,
то он не любит и не уважает самого себя и, естественно, обречен на полное
одиночество. Если же человек не участвует в общей жизни, то его собственная
жизнь теряет смысл. Со всей убедительностью это показано в романе «Война
и мир» Л. Толстого. Любимые герои этого писателя напряженно ищут выход
из замкнутого личного мира к широкому миру народной жизни. Пьер Безухов
на Бородинском поле понимает, что именно «они», солдаты, живут подлинной
жизнью: «Простота есть покорность Богу, от Него не уйдешь. И они просты.
Они не говорят, но делают». О единении с народной правдой говорит ему
во сне таинственный голос: «Сопрягать надо, сопрягать...».
Кроме того, в понятие «страна», безусловно, включается родной язык. Конечно,
язык (и не только родной) необходимо, прежде всего, знать, а уже потом
возникает любовь и осознание его возможностей. Каждый из нас, конечно
же, помнит тургеневское стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Действительно, язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие,
посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Итак, любовь к родной стране — это любовь к родной природе, к родному
языку, к людям, которые нас окружают. Все это — самое главное в каждой
личности, ее стержень, без которого она становится несамостоятельной,
нестойкой. Тот, кто не любит свою страну, не найдет достойного места в
мире.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|