|
Живут лучше те, кто творит добро
«Человек по природе своей добр», — сказал кто-то из великих. Но почему
же он совершает злые дела? В народных сказках добро торжествует, зло наказано,
а в жизни часто оказывается совсем наоборот. Почему? Ответ на этот вопрос,
как и на многие другие, дает Библия. Когда Адам и Ева вкусили с древа
познания добра и зла, они получили возможность выбирать между этими двумя
противоположностями. Обратимся к литературе и посмотрим, как же живут
люди, которые выбирают добро, благородство, милосердие.
Эпиграф повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги платье снову,
а честь смолоду». Эта фраза говорит о том, что человек должен беречь и
ни в коем случае не терять те хорошие качества, которые заложены в нем
с самого рождения, не предавать изначального стремления к добру и в жизни
руководствоваться благородством и милосердием.
Пример тому — взаимоотношения Гринева и Пугачева. Вспомним, как Пугачев
вывел Гринева к постоялому двору, а Гринев в благодарность дарит ему заячий
тулуп. В этом поступке, конечно, не только благородство, но и милосердие,
уважение к человеку независимо от его социального положения. Все это почувствовал
и Пугачев, что видно из его ответа Гриневу: «Спасибо, ваше благородие!
Награди вас Господь за вашу добродетель!»
Это взаимное проявление добра продолжается и в более сложных ситуациях:
при взятии Белгородской крепости Пугачев, узнав Гринева, спас его от смертной
казни. «Я спас тебя за твою добродетель», — говорит он.
А. С. Пушкин в своей повести изображает и совершенно противоположный путь
— путь зла. История Швабрина показывает, что этот путь ведет не только
к моральной деградации, но и к физической гибели.
Наиболее полно, на мой взгляд, образ человека, творящего добро, изображен
в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Андрей Болконский следует принципам
благородства и милосердия. Дипломат Билибин уговаривает его не возвращаться
в армию Кутузова — там князя Андрея ждет или «поражение и срам», или мирный
договор, если он будет заключен: «Вам не велено приезжать назад, и отсюда
вас не отпустили, стало быть, вы можете остаться и ехать с нами...». Но
ответ князя Андрея демонстрирует полное неприятие таких принципов жизни:
«Еду для того, чтобы спасти армию», — говорит он. Билибин рассуждает вполне
разумно и прагматично, ведь положение русской армии действительно безнадежно,
но сам он, вопреки здравому смыслу, признает: «Мой милый, вы герой». Этот
поступок говорит о высокой нравственности героя, его умении следовать
своей совести.
В катастрофическом XX веке добро и зло перепутались. Этот процесс показан
в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд, как Люцифер и Мефистофель,
кажется воплощением зла. Он так же всесилен, как и Бог: «Нет, клянусь
небом, где лишь Он царит! Клянусь бездной, сонмом миров и жизней, нам
подвластных, —• нет! Он победитель мой, но не владыка». Внимательно вчитавшись
в произведение, можно увидеть, что Воланд является посланником добра,
цель его — установить справедливость. В его поступках можно усмотреть
и стремление доказать людям связь добра и зла.
Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность
Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло удивительно тесно переплелись
в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику
на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют
поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины
дерутся из-за денег. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться
с людскими пороками.
Да, зло и добро часто трудно отличить друг от друга. Но в жизни каждого
человека бывает момент, когда человек должен выбирать между добром и злом.
Поэтому отличать добро от зла необходимо. Ведь за последствия своего выбора
придется отвечать всей жизнью, и один неправильный поступок может исказить
весь жизненный путь. Если все люди будут стремиться творить добро, то
мир, в котором они живут, станет добрее и светлее.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|