|
Судьба человеческая — судьба народная
в романе «Тихий Дон»
Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» стал открытием в мировой литературе,
а его автор оказался в ряду гениальных художников XX века, чьи книги навсегда
встали на «золотой полке» литературы. Шолохов сумел показать трагедию
человека и трагедию народа в период великой ломки социальной системы.
Судьбы героев даны как часть единого целого, но при этом каждый человек
у писателя сохраняет неповторимость личности и жизненного пути.
Прошлое, настоящее и будущее народа, история и судьба интереснейшей части
его — донского казачества — вот тема романа, центр раздумий писателя.
На примере одной семьи разворачивается повествование о том, как сплавляется
и переплетается жизнь отдельного человека, семьи, хутора с жизнью страны.
Волей истории мелеховский хутор оказывается в центре событий, определяющих
будущее не только их семьи, но и всей России на много лет вперед. Символично
то, что именно через мелеховский хутор проходит линия обороны в Гражданскую
войну. Его занимают то красные, то белые, и это сходно с метаниями и поисками
одного из героев, Григория Мелехова, который ищет и не может найти правду
ни у тех, ни у других.
Настоящие казаки, гордость и сила казачества — таковы Мелеховы. Здоровый,
красивый, полный жизни глава семьи Панте-лей Прокофьевич — складный старичок,
темпераментный, вспыльчивый, горячий, но добрый и отходчивый — не столько
умом, сколько душой понимает ценность дома, очага, старого теплого быта.
Он изо всех сил старается удержать то, что соединяет семью, сохранить
опору в круговерти страшных событий. Но трагедия происходит. Дом умирает,
рушится, как рушились дома с привычным укладом у миллионов людей. Место,
где живут самые близкие люди, создающее чувство защищенности, стало чем-то
нереальным, невозможным. Линия обороны, линия разлома прошла через страну,
расколов друзей, родных, разбросав их по разные стороны фронта.
Сыновья Пантелея Прокофьевича так же привязаны к родному дому. И тем трагичнее
их судьба, заставившая пережить крушение идеала семьи, где все стоят друг
за друга. Во времена, когда история перекраивается, «летят головы и миры»,
по выражению Марины Цветаевой, невозможно строить жизнь по традиции. Приходится
искать новые точки опоры, пересматривать взгляды, думать над тем, где
же истина. Поиск правды — удел немногих, такие люди не могут плыть по
течению. Они должны самостоятельно сделать выбор. Их жизнь тяжелее, а
судьба безысходнее, чем у остальных. И это Шолохов показал на примере
центрального героя романа — Григория Мелехова. Мелехов — правдоискатель.
В начале романа мы видим счастливого, самодостаточного человека, яркого,
блестящего представителя настоящего казачества. Григорий Мелехов счастлив,
он с упоением отдается любому занятию. Он прирожденный наездник, воин,
сельский труженик, рыбак, охотник. Донская жизнь отдает ему лучшее, он
идеально вписывается в нее. Война 1914 года поначалу кажется ему только
временем высшей реализации, тяга к воинской славе в крови у казачества.
Но реальность войны такова, что человек думающий и чувствующий не может
смириться с бессмысленной жестокостью, нелепостью, ненужными и страшными
человеческими жертвами, насили-, ем. Григорий Мелехов ожесточается. То,
что казалось бесспорным, теперь вызывает сомнение: верность «царю и отечеству»,
воинский долг. В госпитале Мелехов задумывается над будущим.
События 1917 года поначалу дают многим надежду на новую точку отсчета,
новую истину. Меняющиеся ценности, политические и нравственные, не дают
надежного ориентира. Шолохов показывает, как поначалу Григорий увлекается
внешней стороной революции, ее лозунгами. Он идет воевать на стороне красных.
Но опять сталкивается с бессмысленной жестокостью и теряет веру. Когда
красные приходят на Дон и начинается массовое уничтожение казачества,
Григорий Мелехов сражается с ними. Он видит жестокость и белых, и большевиков,
он приходит к выводу, что «все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества».
Мелехов не принимает исторической правды, потому что людям, с которыми
он связан общей судьбой, такая правда несет только смерть. Ни белые офицеры,
ни большевики не кажутся ему достойными стоять у власти. Отчаявшись найти
правду, Мелехов заглушает душевную боль пьянством, беспорядочными женскими
ласками, бессмысленной жестокостью. Но Шолохов не дает нам, читателям,
высокомерно осудить героя. Писатель возвращается к мысли, что важнейшее
в человеке — его корни. В самое черное время Григорий Мелехов живет любовью
к родной земле, к отчему дому, семье, и судьба вознаграждает его. Он получает
то единственное, что ему осталось в жизни: возможность постоять на пороге
родного дома, подержать на руках сына.
Судьба народная в «Тихом Доне» страшна и величественна. Шолохов сумел
рассказать о людях с непростыми характерами, тяжелой жизнью так, что мы
не просто сопереживаем им, мы верим, необходимости нравственных поисков,
вместе с героями начинаем понимать всю фальшь готовых ответов на вопрос:
в чем, правда, в чем смысл человеческого существования. И навсегда в душе
остаются образы людей, которые всей жизнью доказали: правда, в том, чтобы
хранить тепло родного очага, а высшее проявление любви — готовность пожертвовать
всем ради того, кого любишь. История нередко идет непрямыми путями, и
никто из нас не знает, в какое время ему предстоит жить. Поэтому роман
Шолохова актуален и сейчас, и мы будем искать в нем если не ответы, то
поддержку, в трудные переломные моменты, когда каждому приходится самому
решать, где правда, а где ложь, и выбирать свой путь.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|