|
Потерянные ключи от женского счастья
(по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
Женское счастье... Какое оно? И возможно ли оно во времена тяжелых исторических
потрясений, описанных в романе М. Шолохова «Тихий Дон»? Ильинична, Наталья,
Аксинья, Дарья — все они хотят быть счастливыми, но обстоятельства жизни
не дают осуществиться этому стремлению.
Нет счастья в жизни Ильиничны, которую М. Шолохов называет «гордой и мужественной
старухой». Она страдает от вспыльчивого нрава мужа, который часто бьет
ее, она привыкла прощать обиды. Она не ожидает для себя ничего хорошего
в этой жизни, однако стремится научить своих детей добру и правде. В конфликте
между Григорием и Натальей она проявляет мудрость и рассудительность.
С одной стороны, она растолковывает Наталье всю неправоту ее решения избавиться
от ребенка Григория. Но с другой стороны, и Григория она не щадит: «У
тебя уж, гляди-кось, сердце как волчиное исделалось... Послухай матерю,
Гришенька!») Она не становится ни на чью сторону, и в дальнейшем Григорий
начинает судить себя логикой материнской правды и думать о себе словами
матери.
Больше всего болит ее сердце о младшем сыне. Но умирает она, так и не
дождавшись его после долгой разлуки. Чувствуя приближение конца, она выходит
из дома и, обратившись лицом в степь, прощается с любимым сыном: «Гришенька!
Родненький мой! Кровинушка моя!» Так печально складывается жизнь казацкой
матери.
Еще печальнее судьба Натальи. Она — нелюбимая жена Григория, и, постоянно
унижаемая холодностью, то вымаливает его у Аксиньи, то бунтует, уходя
из дома Мелеховых, пытается покончить с собой. Но инстинкт подсказывает
ей, что только в доме Мелеховых она может дождаться возвращения мужа,
восстановит разрушенную семью, обретет детей.
Наталья борется с Аксиньей талантом верности, терпения, кажущейся несвободой.
Ей безумно трудно, она противостоит не одной Аксинье или Дарье. Она противостоит
прежде всего своему времени — войне, забирающей Григория, всеобщему похабству,
посрамлению нравственных устоев, неуважению к чистоте, хрупкости.
Более, чем любви, верна Наталья своему материнскому призванию. Полюшка
и Мишатка становятся ей утешением в нелегкой жизни. И умирает Наталья
преждевременно из-за того, что пытается избавиться от ребенка. Так наказана
она за то, что предает идею материнства.
Настойчиво стремится к счастью Аксинья. Кажется, все у нее есть для счастья
— и броская, волнующая красота, и настоящая любовь. Но жизнь с самого
начала повернулась к ней своей горькой стороной: деспотизм отца, а затем
нелюбимого мужа ложатся на ее душу неподъемной тяжестью. Борьба ее за
Григория, за счастье с ним — это борьба за утверждение своих человеческих
прав. В этой любви она самоотверженна, она следует за любимым на самые
тяжкие испытания, бросая и дом и хозяйство, не гнушаясь самой тяжелой
работой, разделяя все невзгоды походной жизни Григория. И в последний
раз по его зову покидает она родной дом. Но именно тогда, когда, кажется,
ничто не мешает ее счастью, она и погибает — погибает, как птица в полете,
устремленная к долгожданному счастью, но, так и не добившись его.
Так что же, может быть, лучше и не стремиться к счастью, избегать серьезных
чувств, ничего не принимать близко к сердцу? Так живет Дарья Мелехова,
разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным.
Но и с Дарьей, оказалось, жизнь «многое поделала».
Получив настоящий удар судьбы, Дарья проявляет мужество: она решила умереть,
чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью». И только теперь ей открываются
истинные ценности: «Я вон, какую жизнь прожила и была вроде слепой...».
Открывается ей и прекрасный мир природы («Гляжу я на Дон, а по нем зыбь,
и от солнца он чисто серебряный... красота-то какая! А я ее и не примечала»),
она плачет, глядя на детишек. Раньше подсмеивавшаяся над Натальей, над
ее строгостью, верностью мужу, теперь она с завистью говорит о ее любви,
со вздохом о себе: «Мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила
по собачьему, кое-как, как приходилось... Мне бы теперь сызнова жизнью
начать — может, и я бы другой стала?»
Нет ответа на этот вопрос. Каждая прожитая жизнь неповторима, каждая по-своему
трагична, и другой не дано. Стремление к счастью неосуществимо, но в этом
стремлении проявляется все лучшее, что было заложено в душах героинь романа
«Тихий Дон».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|