Сочинения по литературе
 

Сказки Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 г. — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, отвлекающих народ от борьбы. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покорность самих угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина («История села Горюхина»), Гоголя («Мертвые души»). Но сатира Щедрина более острая и беспощадная. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках. Писателя всегда привлекали народные сказки. Кроме того, этот жанр позволял скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников — всех тех, кто живет народным трудом. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем упразднили «за ненадобностью». Щедрин разоблачает их паразитизм. Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказался мужик. Нисколько не сомневаясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы заставляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и самодовольство. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — думают они. В Петербурге генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки да пяток серебра: веселись, мужичина!». Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступил против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один — мелкими, «срамными» («чижика съел»), другой — крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Топтыгин 3-й не жаждал «кровопролитиев». Наученный опытом истории, он действовал осторожно и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужиков, и они расправились с «воеводой». Это уже стихийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа — в свержении царизма. Такова основная идея сказки. В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Орел — царь птиц — решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», наступил «мрак невежества». Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны». В сказке «Либерал» праздно болтающий о «свободе, обеспеченности и самодеятельности» либерал-интеллигент никогда и ничего не требовал настойчиво, а «всегда только по возможности». Когда же «сведущие люди» объявили его тактику «по возможности» крамолой, он стал добиваться «хоть чего-нибудь». Однако «сведущие люди» сочли и это широкой программой, тогда либерал стал действовать «применительно к подлости». Так метко сатирик изобразил либералов 80-х годов, предавших интересы народа. Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пискаре. Пискарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел в своей конуре, подальше от опасности. Пискарь «жил — дрожал, и умирал — дрожал». А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? «Какие были у него радости? Кого он утешил?.. Кто об его существовании вспомнит?» «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают», — обращается автор к читателю. В сказке «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин критикует утопистов, оторванных от реальной действительности. Карась мечтает, чтобы «рыбы любили друг друга», чтобы богатые и сильные не притесняли бедных и слабых. Он надеется убедить хищницу-щуку, призывает ее к справедливости и добродетели, а щука в ответ его съедает. Щедрин говорит о том, что не словами, а решительными делами можно достичь результата. Разнообразны у писателя и образы представителей народа. Так, мужик из сказки о двух генералах сообразителен, у него золотые руки: он и силок смастерил «из собственных волос», и чудо-корабль построил. Образ Коняги из одноименной сказки — символ порабощенного народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает... душевное равновесие», четвертый, что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте. Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но, каторжный, н-но!» Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет. Свою манеру писать Салтыков-Щедрин называет «эзоповой», то есть иносказательной. Каждая сказка имеет подтекст. Часто Щедрин говорит намеками. В сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Тут Щедрин замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел1» И этого достаточно, чтобы представить себе, каким путем купец нажил свое богатство. А чего стоит одна его фамилия: Воротилов! Вообще имя персонажа часто имеет идейную нагрузку (например. Пустопляс). В сказках Щедрина действуют и условные комические персонажи (генералы), и образы-символы животных. Героев-людей автор ставит в необычное положение, тем самым «развязывает им руки и язык». В других сказках писатель изображает животных, которым придает черты людей, принадлежащих к определенным социальным группам. Щедрин использует традиционные образы-символы: трусливого зайца, свирепого волка, хищной щуки, которые в его сказках даются в народной трактовке. Он создает и новые обобщающие образы-аллегории (карась-идеалист, премудрый пискарь). Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим. На сказочном острове генералы находят известную газету «Московские ведомости». От необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пискарь «жалования не получает и прислуги не держит», мечтает выиграть двести тысяч. Излюбленными приемами Салтыкова-Щедрина являются гипербола, гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля. В сказках нет ни одной случайной подробности, ни одного лишнего слова. С голоду генералы «в одно мгновенье ока» озверели и с рычанием кинулись друг на друга. Такое быстрое одичанье неудивительно: ведь в генералах не было ничего человеческого. Характеры персонажей раскрываются не только в их поступках, но и в словах. Речь генералов отличает скудость мысли: они обсуждают то причины захода солнца, то вавилонское столпотворение. Карась-идеалист «разглагольствовал, ораторствовал, восклицал». В его монологах масса книжных слов: «Тьма — совершившийся факт, а свет — чаемое будущее... Не будь этого воистину зиждущего фактора жизни, не было бы и истории... История — это повесть освобождения...» Язык скептика-ерша насыщен совсем другими выражениями: «Дожидайся!.. Держи карман!.. Прах тебя побери!» Издеваясь над бессодержательностью «Московских ведомостей», Щедрин дает примеры заметок и подчеркивает пустоту сообщений, отсутствие смысла в них («...в осетре был опознан частный пристав Б»). Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого, в сказках много комичных ситуаций. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену. Сказки Щедрина тесно связаны с народным творчеством. Это проявилось и в создании традиционных сказочных образов животных, и в использовании сказочных зачинов («жил-был пискарь»), поговорок («мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Сюжет «Коняги» непосредственно связан с пословицей: «Рабочий конь на соломе, пустопляс на овсе». Наряду с такими выражениями мы встречаем книжные слова, совсем не характерные для народных сказок: «жизнью жуировать», «пискарь... жизненный процесс завершает». Этим писатель подчеркивает иносказательный смысл произведений. «Сказки» Щедрина — это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению