|
Анализ сказки «Дикий помещик»
В сатире действительность
как некое несовершенство
противополагается идеалу
как высшей реальности
(Ф. Шиллер)
Салтыков-Щедрин – один из своеобразнейших писателей русской литературы.
Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед
ним эпоха.
Сказки хронологически завершают сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина.
Их проблематика была обусловлена социальными условиями после реформенной
России. Задачу писателя можно определить как просветительски–агитационную,
поэтому стиль сказок прост и доступен широким массам.
Моя любимая сказка — «Дикий помещик». В основе сюжета сказки лежит гротескная
ситуация, за которой легко угадываются реальные общественно – крепостнические
отношения. В результате под видом сказки показывается действительность.
Гротескно – гиперболические образы представляют собой метафоры действительных
социально – психологических типов тогдашней России.
Глупый помещик жалуется Богу: «…очень уж много развелось в нашем царстве
мужика!», не понимая, что полностью зависит от него. И не получив помощи
от Бога помещик сам стал их со свету сживать. «Сократил он их так, что
некуда носа высунуть…» Взмолились тогда крестьяне к Господу Богу и исчезли
из владений помещика.
Своеобразное сочетание вымысла и реальности – одна из особенностей сказок
Салтыкова-Щедрина. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия
газет («Весть»), люди (актер Садовский), отсылки к злободневным социально
– политическим темам.
В изображении животных автор следует фольклорной традиции: животные говорят,
действуют наравне с человеком. Например, медведь вступает в беседу с помещиком
и даже дает ему советы. При этом животные выступают и в своей исходной
роли: медведь съедает мужика, мужик ловит рыбу.
Сказка «Дикий помещик» относится к сатире на правительственные кручи и
господствующее сословие, а также к социально – бытовым сказкам. Главные
герои таких сказок – глупые генералы, помещики, которые ничего не знают
и не умеют. В народной сказке мужик всегда умнее, сильнее, храбрее, одурачивает
сильных мира сего, оставляет угнетателей в дураках. У Салтыкова-Щедрина
подчеркивается парадоксальность смешения ценных, жизненно необходимых
качеств крестьянина и покорности, долголетия, граничащих порой со слабоумием.
Это типичная для автора антитеза, причем качества с обеих сторон гиперболизируются.
Используя в языке сказки традиционные фольклорные элементы («В некотором
царстве, в некотором государстве жил-был …»), автор не заимствует сюжет.
Большое внимание писатель уделил таким средствам художественной выразительности,
как эпитет («рассыпчатое тело», «худое житье»), метафора («огненный шар»
— солнце), сравнение («словно туча черная, пронеслись… мужицкие портки»).
Салтыков-Щедрин – настоящий мастер слова, который использует богатство
и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного
русского человека. Сказки сатирика – это свидетельство его огромной любви
к России к ее народу.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|