|
Своеобразие героев деревенской
прозы Шукшина
Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе.
Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать
вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения
к людям и другие проблемы, актуальные в любое время. Ведущее место среди
писателей второй половины XX столетия занимают Виктор Петрович Астафьев
(“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи
и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”,
“Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.
Особое место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова,
искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929
году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин
научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать
сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит
новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному
положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского
крестьянства. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в
село, где он видел “острейшие схлесты и конфликты”. “Сама потребность
взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую
такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего,
поделиться своим знанием с другими людьми”, — писал Шукшин.
Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем,
что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду.
Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти
и непонятным.
Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому
он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит,
то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин
признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека- не-догматика,
человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен,
поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда
разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и естественны.
Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком.
Серега Безменов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены (“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился
и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись...”). Герои Шукшина могут
даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”), потому
что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки
героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению
справедливости (“Осенью”). Василий Шукшин не идеализирует своих странных,
“с чудинкой” героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему
самому.
Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального
характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем — влечение
к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник
жизни, и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь. Это та самая
малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни...
Главным героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал
для Шукшина Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия
Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Писатель считал, что Степан Разин чем-то
близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением
национальных особенностей нашего народа. И это важное для себя открытие
Шукшин хотел донести до читателя.
Крестьянство издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не
по силе власти, а по духу — крестьянство было движущей силой российской
истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин,
и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за
крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали
и цари, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому
произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе.
Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это
человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев
Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. “Если мы чем-нибудь
сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, — говорил Василий
Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|