Сочинения по литературе
 

Пути искания смысла жизни главными героями романа "Война и мир"

Высшая задача таланта своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В. О. Ключевский



В. И. Ленин высоко оценивал художественное наследие знаменитого русского писателя Л. Н.
Толстого. "В его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему", -писал В.
И. Ленин о Толстом.
От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой
унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в
Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков
однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в
Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий
Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в
Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Толстой серьезно
занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному
делу своей жизни — литературному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200
произведений, в том числе роман-эпопею "Война и мир". По мнению Тургенева, "ничего лучшего у
нас никогда не было написано никем. " Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз,
его композиция поражает своей сложностью и стройностью.
Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому
стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа,
обнажается внутренняя жизнь человека — сложный протеворечивый процесс обычно скрытый от
посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой
души", т.е. "едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной
быстротой".../Н. Г. Чернышевский/ Толстой говорил: "Люди, как реки... "-подчеркивая этим
сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев
Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла
жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных
исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру
Курагиных и Шерер.
Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе,
и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для
друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая
выбраться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на
войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. "Ведь что же
слава? — говорит князь Андрей. — Та же любовь к другим... " Но во время Аустерлицкого сражения
стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для
князя Андрея символом высокого понимания жизни: " Как же я не видел прежде этого высокого неба?
И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. "
Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна,
чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события — рождение ребенка, смерть жены — заставили
князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных —
единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться
этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с
Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова — " Надо жить, надо любить, надо верить " —
указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают
ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь
уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.
Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей
целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют.
Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в
дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы
ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к
событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: " И так же думает Тимохин и вся армия, "
Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за
родную землю.
Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя
Андрея. " Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? " — на эти вопросы мучительно
искал ответ Пьер, чей образ был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер
защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то " произвести
республику в России, то самому быть Наполеоном... " Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется,
совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен
Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает "переродить
порочный род человеческий". В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и
любви, " поэтому прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел,
наконец, цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я
понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших
исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не
разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество,
лицемерие, карьеризм. Все это при водит Пьера к разрыву с масонами. Так же, как и для князя Андрея,
целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с
ненавистной ему Элен. Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. "К чему?
Зачем? Что такое творится на свете? " — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта
непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной
войны 1812 года. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском
поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. "Солдатом быть, просто солдатом!..
Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими" — вот какое
желание овладело Пьером после Бородинского боя. Образами князя Андрея и Пьера Безухова Толстой
показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в
поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в единении с родным
народом, в любви к этому народу.
Именно в плену Безухов приходит к убеждению: "Человек сотворен для счастья". Но люди
вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить
добро и правду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество, борющееся
против крепостничества и самодержавия.
Проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Его
роман, по словам Горького, "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке
личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело"...

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению