|
Поиски смысла жизни Пьером Безуховым
и князем Андреем Болконским в романе «Война и Мир»
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие —
душевная подлость.
Л. Н. Толстой
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях
критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война
1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс
преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается
в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев
автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху
войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.
И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные
духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная
борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.
С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек,
исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь,
эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который
живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу
сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на
свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей...».
Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле
одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как,
приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет
армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем
своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу,
но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой
в достижении этих благ.
По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно
меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет
героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе
и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания
пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый
на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше,
оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя
в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает
война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду,
народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех
никогда не зависел, и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения,
ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает:
«От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина,
— в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы,
которой суждено победить врага.
В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен
к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная
культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность
натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным
внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также
стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества.
Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является
стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии
эти идеи все больше обретают национальную почву.
Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него
немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся
кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского
дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу
духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической
молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина.
И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно
чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит
на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он
разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением
к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая
угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув
высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет
стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается
и в масонстве, видя бесплодность этого движения.
И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув
народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания,
он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном,
тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.
, В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические
черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого,
обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического
мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо
быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения,
они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они
понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической
победы, залог душевной свободы и счастья.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|