|
Духовный мир Наташи Ростовой и
княжны Марьи (по роману «Война и Мир»)
Нравственная чуткость Толстого заставляет
его изображать героев — и положительных,
и отрицательных — в свете своего идеала.
Он не любит тех своих героев, в которых
отсутствует жизнь, неповторимая личность.
В то время как его любимые герои —
люди движущиеся, люди пути, нелюбимые —
напротив, внутренне неподвижные,
безличностные, без пути.
Е. А. Маймин
В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании
Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и
Марьи Болконской.
Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского.
Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной
природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье,
и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке».
Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини.
Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает
нескрываемую радость при общении с ним.
Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили
и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный
поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы,
простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно
постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть
иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.
Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость,
интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда
безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», — говорит она про Бориса
Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «...тот синий, темно-синий с красным,
и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность,
неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.
Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной,
любви. Она во всем исключительно искренна и откровенна, проста и естественна.
Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой
любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны
вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием
Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для
него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит
и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость.
Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные
качества всех основных героев.
Наташа — олицетворение женственности и материнства — противопоставляется
в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли
Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне,
Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным
миром.
Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это
некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные
взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением,
жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна
разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому
она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов.
Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается.
К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.
Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и
объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая
заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной
ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее
остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга
— в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение
и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся
друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем
самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять
поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа.пробуждает в Марье жизнерадостность
и любовь к жизни.
Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь,
Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что
основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой
Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные
для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «...
все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу... Никто
не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью,
с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке
есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится
в Элен».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|