|
Мысль семейная в романе «Война
и Мир»
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой изобразил русское общество, начиная
с низов, с народа, и заканчивая различными представителями дворянства.
Среди последних он изображает две совершенно противоположные среды: омертвевший,
живущий искусственной жизнью высший свет и московское дворянское общество,
нарисованное автором с искренней симпатией. Характеристику различных слоев
дворянства Толстой дает по семьям, родовым гнездам. И то, что писатель
считает положительным, отмечено крепкими семейными отношениями. Мысль
семейная становится своеобразным критерием нравственности и морали его
героев.
В романтических и поэтических тонах рисует автор облик московского патриархального
дворянства, яркими представителями которого выступают семейство Ростовых
и любящая все простое и русское Марья Дмитриевна Ахросимова. Ростовы привлекают
писателя своими крепкими нравственными основами, дружескими и любовными
отношениями между членами семьи, простым и добрым восприятием людей. Счастливый
семейный быт этой семьи является для Толстого главным моральным критерием.
Писатель показывает, что предпосылкой для нравственного развития и семейного
счастья Ростовых была вовсе не дворянская патриархальность, а дружба,
любовь, доверие, которые царили в этой семье. Но автор не скрывает и недостатков,
присущих им, проявления крепостнических замашек, помещичьего практицизма,
изображая постепенную смену поэтической атмосферы в семействе Ростовых
суровой прозой жизни.
И все же такие семьи, как Ростовы и Болконские, вызывают искреннюю симпатию
и уважение автора. Душевная чистота, стойкость Николая Ростова, которая
стала залогом их счастливой семейной жизни с Марьей Болконской; внутренняя
красота самой Марьи, заставляющая забыть о ее некрасивой внешности; чуткость,
теплота и искренность Наташи, ее материнское чувство, сделавшие героиню
настоящим нравственным идеалом Толстого — все это не могло не восхищать
писателя.
Удивительно ярко и рельефно изображает Толстой смену поколений, различие
в интеллектуальном и психологическом облике, в стремлениях и интересах.
Это все касается как стариков, представителей уходящего века, так и только
приобщающихся к жизни подростков. Так, в старом князе Болконском автор
воплотил те прогрессивные и положительные черты, которые были присущи
старинному русскому барству XVIII века. Он представитель родовой русской
аристократии, и, несмотря на то, что эпоха Екатерины отходила в прошлое,
заслуженно пользовался почтением и уважением. Причудливо сочетаются в
старом князе нравы властного вельможи, перед которым трепещут все домашние,
аристократа, гордящегося своей родословной, и черты демократического человека
большого ума. В образе молодых — Пети Ростова и Николеньки Болконского
писатель очень точно воссоздает черты лучшей части дворянского общества.
Идеал Пети — лихой гусар Денисов. Юный Ростов геройски гибнет за родину,
осуществив свою мечту, — стать настоящим офицером. А героический романтизм,
честность и правдивость Николеньки, его душевная чистота морально сближает
его с участниками декабристского движения. Все положительные качества
молодого поколения, проявления которых мы видим на страницах романа-эпопеи,
переданы им семьей, воспитаны семейными традициями, атмосферой, в которой
формировались их характеры. Не случайно, как бы в подтверждение этой мысли,
в эпилоге перед Николенькой Волконским встает образ отца, и он торжественно
восклицает: «Отец, отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».
Оценивая свое произведение, сам Л. Н. Толстой отмечал, что ему «хотелось
захватить все» в избранной им теме, не ограничивая ее каким-либо куском
жизни. А описание мирной жизни, в первую очередь, заключается в сценах
частной жизни семей. Как бы ни были значительны исторические события,
жизнь людей с их интересами, мыслями, проблемами всегда остается на первом
месте. И для Толстого мысль семейная имела очень важное значение, потому
что именно из этого «семейного мира» люди попадают в круговорот бурных
исторических событий.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|