|
Истинный и ложный патриотизм и
героизм в понимании Толстого («Война и Мир»)
Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым
писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать
декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки. Однако постепенно
временные границы романа расширяются, заставляя автора все больше погружаться
в исследование исторических событий и жизни русского общества в целом.
Да и само произведение перестало быть просто романом, став, как предпочитал
называть его сам писатель, книгой. «Это не роман, — говорил Толстой, —
еще менее поэма, еще менее историческая хроника».
В «Войне и мире» отражены все стороны русской действительности того времени,
все ее положительные и отрицательные черты. А настоящим нравственным испытанием
для героев становится испытание войной. Именно при столкновении с масштабной,
всеобъемлющей трагедией проявляются истинные душевные качества и раскрывается
человеческая сущность. Именно в этих условиях и становится понятно, кто
настоящий патриот, а для кого патриотизм был лишь маской.
На протяжении всего романа ведущей является «мысль народная». Именно с
народом писатель связывает все положительное, истинное. Потому что народ
проявляет неподдельную заботу о будущем своей страны, без напускного хвастовства,
решительно встает на защиту Родины, преследуя благородную цель: пусть
даже ценой собственной жизни отстоять Россию, не уступить ее врагу. Народ
понимал, что решается судьба отечества, и предстоящее сражение считал
общим делом. В этом едином народном воинстве, охваченном общей идеей,
автор прорисовывает образы отдельных героев. Мы видим Василия Денисова,
боевого гусарского офицера, храброго, мужественного, готового на дерзкие
действия и решительные поступки. Видим Тихона Щербатого, крестьянина,
вооруженного пикой, топором и мушкетоном, который умеет «сгребать» противника,
брать языка и «залезать в самую середину французов». Этот самый храбрый
человек в партии Денисова, он более всех других побил неприятеля, а помогают
ему в этом смекалка, ловкость и ум.
«Скрытая теплота патриотизма» проявляется и в семье Ростовых, и в семье
Болконских, и во взглядах Пьера Безухова, и даже у Катишь, которая говорит:
«Какая я ни есть, а я под бонапартов-ской властью жить не могу».
В своем произведении Толстой решительно «срывает маски». Показывая призрачную
жизнь высшего общества, он раскрывает и то, каким неестественным, наигранным
является на самом деле их патриотизм. Так, Берг, у которого вообще не
было ничего святого, который в самое тяжелое время мог думать о приобретении
«прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит
духом геройства... такого геройского духа, истинно древнего мужества российских
войск, которое они выказали в этой битве... нет никаких слов достойных,
чтобы их описать...». Бросая красивые слова, посетители аристократических
салонов обнаруживают все то же равнодушие ко всему, кроме своих корыстных
интересов. Сословными интересами проникнуты и «патриотические» настроения
дворянской Москвы. Идея народного ополчения вызывает в них опасение, что
крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор... а то вернется к
вам ни солдат, ни мужик, только один разврат», — говорил один из дворян,
собравшихся в Слободском дворце. У другого оратора, «нехорошего игрока
в карты», «патриотизм» проявляется в исступленном крике: «Мы покажем Европе,
как Россия восстает за Россию». Отсутствует дух единения и царя с народом
в сцене встречи в Кремле. В толстовском изображении Александра отчетливо
проступают черты позерства, двуличия, жеманства.
В последних двух частях романа Толстой воспроизводит широкую и величественную
картину народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило
«возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское
движение. И хотя Наполеон жаловался Кутузову и императору на нарушение
обычных правил военных действий, партизаны делали свое благородное дело.
Они «уничтожали великую армию по частям... были партии... мелкие, сборные,
пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником
партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха
Василиса, побившая сотню французов». Здесь сказалась вся мощь народа,
который вилами и топорами уничтожал, по выражению Тихона Щербатого, «шаромыжников»
и «миродеров». В борьбе с врагом у отрядов Доло-хова и Денисова проявились
неподдельный энтузиазм и неистовство. Это была, по меткому выражению автора,
настоящая «дубина народной войны».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|