|
Смысл названия романа Л. Н. Толстого
«Воскресение»
Роман «Воскресение» написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время,
когда страна была повергнута в ужас: «Переполненная Сибирь, тюрьмы, война,
виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей...»
Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении,
расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной
души.
В начале 80-х гг. Толстой участвует во всероссийской переписи населения.
Он берет на себя работу в так называемой «Ржановской крепости» — московском
притоне «самой страшной нищеты и разврата». Люди, опустившиеся на дно,
«отбросы общества, униженные и оскорбленные», живущие здесь, воспринимаются
писателем как обычные люди, такие, как все, только опустившиеся, в большинстве
не по своей воле, а по воле правительства.
Толстой хочет помочь этим людям встать на ноги, он искренне верит, что
еще можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным, заставить их
поверить в то, что жизнь — это величайший дар. На каждом шагу Толстой
видит иное: господствующие классы идут на любые преступления, чтобы удержать
свое положение, свою власть и богатство. «Вонь, камни, роскошь, нищета.
Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы
оберегали их оргию, и пируют», — вот какой виделась Москва писателю в
то время.
В таких условиях Толстой начинает работу над своим романом, который должен
пролить свет на жизнь опустившихся людей, упавших на самое дно. «Воскресение»
— само название романа глубоко символично, оно отражает все обстоятельства
и чувства героев, показанные автором на страницах его романа. Ни в одном
сочинении Толстого с такой беспощадной силой, с таким гневом и болью,
с такой непримиримой ненавистью не раскрывалась самая сущность беззаконий,
лжи и подлости классового общества.
Главная героиня романа Катюша Маслова — проститутка, которая вынуждена
заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того,
чтобы существовать. Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого
барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу,
повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые и привели
ее на скамью подсудимых.
Катюша невинно осуждена, она озлоблена и растоптана, унижена и оскорблена,
кажется, ничто не может вернуть в ее пожелтевшие и ставшие равнодушными
черты лица жизнь. Удивительно, как Толстой показывает мысли Катюши, которая
не может и не хочет простить раскаявшегося Нехлюдова. «Ты мной в этой
жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись», — бросает она
прямо в лицо Нехлюдову, который, несмотря ни на что, бросает все и идет
за ней на каторгу.
В «Воскресении» обновление человеческой души показано как процесс естественный
и прекрасный, подобный оживлению весенней природы. Воскресшая любовь Катюши
к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает
падшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять, что она снова обретает
веру в себя, веру в перемены к лучшему.
Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к
жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить
многих людей, спасти не одну душу. Название романа, которое в самом начале
понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая
все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире,
— это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|