|
Повесть «Завтра была война»
Крепко тесное объятье, Время — кожа, а не платье. Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки, С нас — его черты и складки, Приглядевшись,
можно снять. А Кушнер Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война”
написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори
здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране
произведений о периоде Великой Отечественной войны.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза
читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни — юность.
Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно
точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко
не молодым человеком.
Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев
вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими
бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное.
Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все,
что произошло с ним сорок лет назад.
Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он
по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти.
Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается
на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее.
Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый
класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную
и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют
заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования,
но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный
характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь
в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году,
размышляя вместе с автором над прошлым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова
— бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница,
активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом,
и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых
проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она
начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала
ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая
девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь
безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится
мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность
Искры.
Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка.
Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела
друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения.
Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают,
Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько
по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими
одноклассни цами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра,
делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться
на авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется
в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми
другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений
невольно стал новый директор школы — Николай Григорьевич Ромахин. Его
необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск
детей, а, наоборот, провоцирует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель
литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее
не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе
с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие
инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя
считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно
верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит
школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык
с повзрослевшим классом и измениться.
Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы
и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается
основной конфликт повести. Второстепенные персонажи — это родители учеников
и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих
детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все
они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание
действительности. И даже товарищ Полякова — мать Искры, — “железная” женщина,
привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей
Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать
и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят,
став их идеалом.
Тематика произведения выражается именно этим взрослением (о котором я
говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей
мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя
влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление
идет своим особым путем.
Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в
прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога — воспоминания
автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в
жизни только самое прекрасное — юность. Повесть называется — “Завтра была
война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.
Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания,
логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между
поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали,
что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.
И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные
девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в
бой, а то, что было до этого.
Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое
в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васильев, безусловно, талантлив,
так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый
след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть
со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|