Сочинения по литературе
 

Герои войны и "военные трутни" в романе "Война и мир"


Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу).
Главная тема романа — тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.
Этот роман повествует, как об умственных исканиях наиболее передовой части дворянства, так и о потрясающем бездействии ведущего паразитический образ жизни "общества". Изображая этих "неумных ненужностей" и разоблачая из бездарную сущность в романе "Война и мир", Л.Н. Толстой достигает того, чего он не достиг полностью в "Анне Каренине" и "Воскресении", — наиболее цельного изображения "пошлости пошлого человека". Первое, что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман, — это полное уничтожение писателем какого либо авторитета светского общества. Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями: Ипполитом, Анатолем и дочерью Элен.
Князь Василий Курагин — представитель правящей верхушки. Главная цель действий князя — личная выгода. Таким людям, как Курагин, которые принадлежат светскому обществу (за некоторым исключением), не свойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаем лишь выставляемый ими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей в такое тяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди с потрясающим лицемерием занимались тем, что "щипали корпию для блага отечества". Вот и вся их "любовь" к отечеству. Лицемерные афишки, призывающие "встать на защиту отечества", еще раз доказывают, насколько презрительно относятся к своему народу, к своей героической Родине существующие, но не живущие светские салоны.
Но таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако не менее омерзительную картину представляют собой люди, принадлежащие к высшему свету и использующие войну, как средство наживы! Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет "шифоньерку из красного дерева". Берг не взволнован трагедией сражения под Аустерлицем — он извлек для себя пользу: получил награду. Он сумел "отличиться" и в финляндской войне, подняв осколок гранаты, которым был убит адъютант. А ведь это из гостиных света приезжала в действующую армию "золотая молодежь", за чинами и орденами, пополняя ряды "трутней". Они-то не одиноки. Таких "бергов" и "жерковых" было очень много среди штабных офицеров, они наводняли армию и ослабляли ее. А разве лучше их те представители военной знати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своих карьерских желаний? Они едут на войну как "на ловлю счастья и чинов". Их не интересует судьба Родины и исход войны. Такие, как Друбецкой, Жирков, Берг, !
Несвицкий и многие другие "герои", глухи к призыву России. Им не свойственны даже кратковременные душевные порывы. Как же нечиста их совесть перед Родиной!
Их жизнь на фронте лишена никчемности светской жизни, они не являются героями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль и никого не убивают, но их животное существование, формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваем как несравненно более тяжкое преступление.
Напротив, на борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый — типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Толстой много раз подчёркивает невзрачность Тушина: "Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперёд, не замечая генерала и выглядывая из — под маленькой ручки "; "... закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. — Второе, — пропищал он. — Круши, Медведев!"; "Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями... выбегал вперёд и из — под маленькой ручки смотрел на французов ". Но мы также видим его грозный приказ: "Круши, ребята!", хотя выстрелы заставляют его "каждый раз вздрагивать". Потом будет сказано про "слабый, тоненький, нерешительный голосок". Однако солдаты, "как и всегд!
а в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его" — "все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах ". В итоге авторского описания происходит преображение: " Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Глава заканчивается неожиданно, но вполне в духе толстовского представления о "военных трутнях": " — До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза". Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно: " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой". Так из против!
оречий, из сочетания "малого" и "великого", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины.
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза — Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова.
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.
Истинным героям также является и Кутузов, который уважал народ, понимал все невзгоды войны.
"Военные трутни" есть и среди лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово Москва".
Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело — война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.
Сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман — эпопею, которому нет равных в мире.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению