Сочинения по литературе
 

Ночь в Отрадном (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир", т. II, ч. 3, гл.II.)


В романе "Война и мир" нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 — 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.
По жанру "Война и мир" — роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного, исторического, философского романа.
В романе трудно выделить преобладающую тему. Его предметом изображения является вся русская жизнь начала XIX века. В числе многих тем, звучащих в романе, можно выделить тему народа в эпоху перемен и войн, тему личной жизни человека, его жизненных путей и этических норм, тему войны.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью. В романе есть замечательный эпизод – "Ночь в Отрадном". Начинается со слов: "Ночь была свежая и неподвижно светлая…"; заканчивается размышлением А. Болконского. Эпизод непосредственно связан с темой и идей всего произведения. И имеет огромное значение для раскрытия замыслов писателя.
Тема эпизода – тема любви, тема нравственного возрождение героев, неба. Толстой сумел показать единение человека и природы, способствующему возрождению личности. Эта гармония единения способствует возрождению личности. Эпизод имеет пейзажное обрамление: начинается и заканчивается описанием пейзажа. Толстой дает очень много описания природы. Пейзаж помогает раскрытию образов, как Андрея Болконского, так и Наташи Ростовой. В этом эпизоде, как и на протяжении всего романа, Толстой продолжает тему неба. Небо Аустерлица и небо Отрадного – небо любви, возрождения. Пейзаж восторженно показывает в эпизоде Наташу Ростову, которая способна восхищаться и удивляться. Она не способна на полу чувства, она всегда естественна.
В эпизоде отсутствует описание портретов.
В эпизоде у Андрея звучит внутренний монолог. Из его размышлений мы видим, что он не романтик. У Толстого внутренние монологи героев отличаются особым стилем — синтаксической усложненностью и своеобразным "косноязычием", призванным передать запутанность и сложность движения мысли. Это как бы перевод с языка мыслей на язык слов. Красота природы его не привлекает. Наташа ведет себя по-иному. Она радуется красотой природы, эта картина вызывает у нее восхищение. Девушка привыкла к естественному восприятию природы, она способна радоваться жизни. Большое значение в эпизоде имеет речь героев. Голос Андрея почти не слышен, присутствуют лишь размышления. Толстой дает описание диалога Наташи и Сони. Речь у Наташи тороплива, очень много восклицания. Соня же спокойна и рассудительна. Несмотря на то, что в эпизоде присутствует описание дома. Описание интерьера в эпизоде отсутствует. Для князя Андрея этот эпизод является переломным моментом в жизни. Он решает: "Жизнь не кончилась в 31 год". В его душе "…поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд…"
Голос автора в эпизоде отсутствует. Он дает только пейзажную зарисовку. Автор не вмешивается в происходящее, а только показывает все его стороны. Авторский голос безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. М. Бахтина, роман Толстого "монологический".
Толстой настолько реально передает пейзаж природы, что возникает чувство присутствия в момент действия событий. Появляется чувство тишины, спокойствия, прерываемого голосом Наташи. Одним из ценнейших и замечательнейших качеств человеческой личности Л.Толстой считал способность к совершенствованию, к нравственному очищению и поиску смысла жизни. Не зря персонажи, нелюбимые автором, остаются неизменными, они статичны. Для них есть заготовленные характеристики, а психологический анализ требует лишь повторения характерных для них деталей. Истинная красота человека – не внешняя. Она внутри. Настоящая красота побуждает личность к духовным исканиям, к совершенствованию. Л.Толстой в своем творчестве исследовал душу человека. Для него бесконечный интерес представляло то, какой путь проходит душа в стремлении к высокому и цельному.
Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с другими, тем более они служат "необходимости", т. е. их воля переплетается с другими волями и становится менее свободной. Поэтому общественные и государственные деятели являются наименее субъективно свободными.
Философская проблематика романа — устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внутренних монологах героев.
Так, любимые герои Толстого в поисках истинного и непреходящего в жизни "рвутся", "ошибаются", "путаются", постепенно отрекаясь от системы ложных ценностей.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению