Рафаэль
Эпоха Возрождения — время высочайшего художественного подъема, когда
в Италии работало множество
замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской
культуры, которые не только овеяны
мировой славой, но и обрели особое значение — высших ориентиров в духовной
жизни человечества. На протяжении
пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического
совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения
Рафаэля являют собой самое
полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве
Высокого Возрождения. Рафаэлем
был создан "универсальный образ" прекрасного человека, совершенного
физически и духовно, воплощено
представление о гармонической красоте бытия.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе
Урбино. Первые уроки живописи он
получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни
Санти умер и мальчик остался сиротой
(мать он потерял за 3 года до кончины отца) . По-видимому, в течение
последующих 5-6 лет он обучался живописи у
Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных
мастеров.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной.
Отец Рафаэля был
придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро.
Мастер скромного дарования, но
человек образованный, он привил сыну любовь к искусству.
Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 — 1502
годов, когда ему было 17-19 лет.
Это миниатюрные по размерам композиции "Три грации", "Сон
рыцаря". Эти простодушные, еще ученически робкие
вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же
шагов творчества дарования Рафаэля
раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная
тема.
К лучшим работам раннего периода принадлежит "Мадонна Конестабиле".
Лирическому таланту Рафаэля тема
мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в
его искусстве. Композиции, изображающие
мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность.
На смену хрупким, кротким,
мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные,
полнокровные, их внутренний мир стал
более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый
тип изображения мадонны с младенцем
— монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме
невиданную значительность.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил
в росписях станц (комнат) Ватикана
(1509-1517) , достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций,
благозвучия колорита, единства фигур и
величества архитектурных фонов. Много изображения богоматери ("Сикстинская
мадонна", 1515-19) ,
художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях
Ватикана (1519, с учениками) . В
портретах создает идеальный образ человека Возрождения ("Бальдассаре
Кастильоне", 1515) . Проектировал собор св
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20)
в Риме.
Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение
эпохи. К третьему
десятилетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась.
Историческая действительность
разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу.
Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520
года. Великому художнику были
оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Гордостью
Италии Рафаэль был для современников и
остался ею для потомков.