Творчество Делакруа
Значительное место в творчестве Делакруа занимают произведения на тему
современности. В 1824 году
Делакруа выставляет “Хиосскую резню” , изображаемую зверскую расправу
турок над беззащитными жителями
острова Хиос. Борьба греческого народа за свободу находит живой отклик
в искусстве эпохи романтизма. В этом
отразились особенности гуманизма нового времени – художник осознает
себя ответственным за зло и насилие,
творимые в мире. Чувство гражданской ответственности за судьбы человечества,
за идеалы свободы, демократию.
“Хиосская резня” вызвала яростные нападки. Поэт и критик Теофиль Готье
сравнивает появление картины с
“падением метеора, упавшего среди пламени и грохота в болото” . Выразительность
холста пугала, современники
находили, что манера живописи здесь варварская, рисунок и пропорции
неверны, что автор злоупотребляет
изображением смерти и насилия и вообще “грубой натуры” . Автору действительно
можно сделать некоторые упреки:
его композиции, возможно, не достает цельности, и она, словно под действием
центробежных сил распадается на
отдельные группы; изображая сцену кровавой резни, Делакруа не удержался
от соблазна полюбоваться великолепным
изгибом обнаженного торса, привязанной к лошади, пленницы, блеском северных
украшений, переливом тканей и
т.д., но дело, конечно, было не в этом. В художнике почувствовали грозную
силу новатора, ниспровергателя основ.
Отныне каждое его произведение встречается потоком брани и опозиционность
по отношению к критике становится
традиционной для всякого нового явления во французском искусстве.