Сочинения по литературе
  Главная страница / Искусствоведение / Художники, меценаты / Веласкес. Триумф Вакха — "Пьяницы" /
 
 

Веласкес. Триумф Вакха — "Пьяницы"



Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается
яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на
мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на
овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха.
Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата,
который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как и его спутник
сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы
ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль
о тяжелых трудах и заботах. Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с
чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает
неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны, как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней.
Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко их выразительный облик,
огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью
сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии.
Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению
мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют “возвышенное” и “низменное” . В его
изображении Вакх – плотный юноша, с мирным простодушным лицом – приобрел чисто человеческие качества. В то
же время, окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт низменности, лишены вульгарности. В их
образах, исполненных удали, душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупное и значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство красочного многообразия мира. Переход
(слева направо) от античности к реальности. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.




Вернуться к оглавлению