Гойя
Серия офортов на причудливые сюжеты это удивительный сплав реальности
и фантастики, таинственности и
трагизма. Конфликт личности и мира, столкновение космического и человеческого,
острейшие проблемы кризисной
исторической ситуации конца 18 столетия и перехода в 19 век, перелом
в мировосприятии людей и в судьбах
искусства, личная драма Гойя – все это нашло свое воплощение в серии
“Капричос” .
Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя
и представляется поприщем
ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живописания,
художник избрал для своего
произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому
гражданскому обществу, а также
простонародных предрассудков и суеверий, те, которые он счел особенно
подходящими для осмеяния и в то же время
для упражнения своей фантазии.
Поскольку изображаемые в этом произведении предметы по большей части
существуют только в воображении,
художник смеет надеяться на снисходительность людей понимающих: ведь
он не подражал чужим образцам и не мог
следовать натуре. И если удачное воспроизведение натуры столь трудно,
сколь и достойно восхищения, то нельзя не
отдать должное тому, кто полностью отвлекся от натуры и зримо представил
себе формы и положения,
существовавшие доселе лишь в человеческом сознании, омраченным невежеством
или разгоряченными
необузданными человеческими страстями.
Диарио де Мадрид Гойя было 50 лет, когда он начал свою серию “Капричос”
. В этом возрасте обычно
знаменитые художники являются завершенными, определившимися творцами.
Как бы интересна ни была живопись
Гойя, однако ни ей, а его гравюрам, и притом сериям, созданным в старости,
обязан он своей репутации. И никогда
до него ни один мастер не создал ничего подобного “Капричос” . Необычайность
их тематики сочетается с
неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельной виртуозностью
и терпением. Нет ничего
странного и трудного в искусстве, чем эта серия, где неясным остается
план, зачастую смысл, где намек понятен
только художнику, но где четко и ясно прочитывается острие социальной
сатиры.
Издание “Капричос” заключает в себе восемьдесят листов, пронумерованных
и снабженных подписями самого
автора. Например: лист 39 “Вплоть до третьего поколения” это бедное
животное свели с ума знатоки геральдики и
родословных. Оно не одиноко” . И изображен осел за роялем.
Восемьдесят листов варьируют темы испанской жизни. Сколько Гойя вносит
всего! Какие удивительные темы:
разбойники похищают женщин; молодая женщина в поисках талисмана, приносящего
счастье, забралась к виселице и
вырывает зуб у повешенного и т.д. Начиная с 14 листа доминирует тема
“Женщины” .
Начиная с 43 листа, бесчисленное количество чудовищ изображено на оставшихся
37 офортах, в которых
ведьмы собирают мертвых младенцев, на шабаш отправляются колдуньи т
пр.
Последний лист “Капричос” гласит – “Час настал” .
Объяснить исчерпывающую серию трудно. Гойя не только “показывает “но
и “рассказывает” . Его образы
отражают, при всей их специфичности, реальность испанской жизни, эпохи
смертельного кризиса феодализма.
Фантазия, аллегория, антропоморфизм – вот основные приемы, используемые
мастером в этих уникальных,
неповторимых офортах, по праву входящих в золотую коллекцию искусства.