Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма
России
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его
консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал
огромное воздействие на
развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с
его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети
недворянского происхождения
получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян
и чиновников создавались
гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине
XIX века в России было
образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были
учреждены Дерптский, Виленский,
Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших
государственных чиновников
готовили в привилегированных учебных заведениях — лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело.
В 1813 году в стране было 55 казённых
типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки
и музеи. Первая публичная
библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная
Национальная библиотека). Правда,
в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют Узолотым векомФ русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в
русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным
ритмом, выверенностью
пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб
и был во многом похож на Москву.
Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм
— это архитектура не отдельных зданий,
а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа
началась с возведения здания
Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело
возведение в начале XIX века
здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная
магистраль Петербурга, приобрёл
вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился,
начиная с 1818 года, Исаакиевский
собор в Петербурге — самое большое здание, возведённое в России в первой
половине XIX века. По замыслу
правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия,
его тесный союз с
православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената
и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым,
Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, — это
шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После
пожара 1812 года в Москве были
возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством
архитектора Тона
построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки
был заложен храм Христа
Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В
1852 году в культурной жизни России
произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были
собраны художественные
сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный
художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры.
Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские
артисты вышли из
крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос
в семье крепостного актёра.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
УРевизораФ, где роль
городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена
опера М. И. Глинки УЖизнь за
царяФ. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую
глубину народного творчества.
Вторую оперу Глинки УРуслан и ЛюдмилаФ публика встретила холодно. В
те времена ещё далеко не все
осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые
Алябьев, Варламов, Гурилёв
обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине
IX века русская музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии
России. Время Пушкина называют УЗолотым векомФ русской культуры. В первые
десятилетия века ведущим
жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов
Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера
звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения
обществу. После разгрома
декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка
в творчестве не наблюдалось. Пушкин
является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей
ценностью в развитии не
только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым
патриотом, осуждавшим
крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России
не было литературы, достойной
внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям
европейского творчества. В
произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви
к родине и веры в её могущество,
отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине
державный образ родины. А. С.
Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк.
Всё, что им создано, — это классические
образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: УГордиться славою
своих предков не только можно,
но и должно... Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность
от дикости...Ф
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.
Знакомство Гоголя с Пушкиным
состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли УВечера
на хуторе близ ДеканькиФ. Первая
печатная форма УРевизораФ появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным
разоблачениями
самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина
явила Лермонтова русской
публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало
в годы николаевской реакции.
Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять
существовавшие деспотические
порядки. Стихотворение УСмерть ПоэтаФ, ходившее в рукописях и другие
поэтические произведения
возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона,
что поэту не дали дожить десяти лет
до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и
социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме
того, в середине XIX века всё
более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.