Сочинения по литературе
  Главная страница / Культурология / Культура России / Культура Руси и древнего мира /
 

Культура Руси и древнего мира



ГРЕЦИЯ Крито-микенский период
Вся жизнь — вокруг дворцов (сохранился дворец Миноса — лабиринт+минотавр) . Дворцы оч. Пышные.
Внутри — настенная живопись (“игры с быками” — культ бога-быка) . Теократия. Дворец — религиозный,
административный и хозяйственный центр. Много бронзовых изделий, фресок, оружия и много цветной
керамики. Извержение вулкана и набеги ахейцев с материка загубили критскую культуру.
Микенская к-ра была под влиянием критской цивилизации. Памятники — шахтные гробницы в
Микенах. Вместе с костями там было много всего (украшения, оружие) . Центры — также дворцы, но они не
изящны (как на крите) , а укреплены. Думали, что их построили циклопы. В дворцовых фресках преобладают
сцены войны и охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а в толосах (купольных гробницах) . В рез-те военных
походов ахейцы заимели письменность (лин. Слог. Письмо А и Б) . С началом железного века и приходом
варваров-дорийцев крито-микенская цивилизация погибла.
ГРЕЦИЯ Гомеровский период
Этот период — период упадка и застоя культуры. Памятники — Илиада и Одиссея — произведения Гомера о
троянской войне. Не соответствовали истине (в то время как греческие правители жили в прекрасных дворцах,
Гомер писал, о деревянных домах, огороженных частоколом) . Стройматериалы — дерево и необожженный
кирпич. Скульптура — деревянная. Вазы с геометрическим орнаментом. Были терракотовые(?) и бронзовые
статуэтки. Письменности нет.
ГРЕЦИЯ Архаический период
Великая колонизация (освоение побережий Черного, средиземного и мраморного морей) . Греция вышла
из состояния изоляции и стала активно заимствовать достижения ку-р других народов (чеканка монет, алфавит,
научные знания) . Разложение род. Общины и становление полиса Крупные полисы — Афины, Спарта, Коринф,
Фивы. Греция раздроблена, но появляются мысли о единстве (эллины — все греки в целом) . В религии
политеизм. Боги- Зевс(гром) , Гера(небо) , Посейдон(море) , Аид(под землей) , Аполлон(поэзия) ,
Афродита(красота) , Гефест(огонь) , Арес(война) , Афина(мудрость) ,. Боги — Олимпийские. Боги были как люди,
но бессмертны и красивы. В лит-ре были мифы о богах и мифы о героях. Олимпийские игры.
Натурфилософия (природа, изучали ее закономерности, Фалес, Анаксемен, Анаксемандр) . Героклит —
философ (жизнь-движение, все изменяется) .
В литературе был Гесиод, он написал “Теогонию” и “труды и дни” . Лит-ра переходит от эпоса к
лирике.
Появление театра и выделение в нем актера. Скульптура 2-х типов — курос (голый юноша) и кора
(одетая женщина) . В архитектуре 2 ордена — дорический и ионический. Синтез скульптуры и архитектуры.
Вазы — коринфские и аттические.
В этот период была заложена основа для расцвета в классический период.
ГРЕЦИЯ Классический период
Победа греков в войне с персами. Подъем и расцвет экономики и к-ры. Демокрит ввел понятие атома
(как единой неделимой частицы) , Софисты (школа философов) могли доказать что угодно, Сократ
(известнейший философ-софист) верил в существование абсолютных истин, которыми владеет Бог.
Литература — основные жанры — трагедия и комедия. Трагедии писал Эсхил (“Прометей прикованный” ,
“Ористея” ) , Софокл писал тоже трагедии. Эти авторы в своих произведениях подчеркивали неотвратимость
судьбы и бессилие человека. Еврипид писал драмы (Медея, Федра — идея — борьба рассудка и страстей) ,
комедии писал Аристофан (“Мир” , “Всадники” ) — политическая острота и злободневность.
История развивается. Геродот написал “Историю” — про греко-персидские войны. Фукидид написал
историю пелопонесской войны.
Искусство — человека изображали мощного, полного сил. Скульптуры монументальны и
пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, Поликлет) . Живописцы — Полигнот и Аполлодор. Открыли
игру света и тени, перспективу. Очень красива вазовая роспись.
Архитектура — окончательно оформились дорические и ионические ордеры, еще появился коринфский
ордер (листики, завитки) . Храм — основной тип общественного здания (строились в честь всех богов, кроме
Ареса) .
Сооружение на акрополе строилось под наблюдением Фидия. Это — вершина греческой архитектуры.
Оно включает Пропилеи (ворота) , храм Ники, Парфенон. Есть тенденция к разработке общегреческого
архитектурного стиля.
ГРЕЦИЯ Период эллинизма
Походы А. Македонского — создана огромная держава.
Литература — Создается ряд библиотек (в Александрии и Пергаме) . Развивается филология — грамматика
и критика текста. На 1-й план выступает изысканность слога — Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов
за золотым руном. В поэзии жанр — идиллия (жизнь больших городов, писал Феокрит) . Комедии становятся
реалистическими и бытовыми (Менандр) . Мимы — короткие сценки из бытовой жизни (писал Герод) .
Науки — Равзрыв между наукой и техникой исчезает. Архимед изобрел винт, число “Пи” , и др.
Математику. Евклид, Эратосфен, Герон — тоже хорошие ученые. Развитие медицины — изучали мозг и сердце,
нервную систему. Мусейдон — дом для ученых с кабинетами и библ-ми. История превращается в беллетристику.
Философия — эклектизм (синтез элементов из разных школ) и этическая направленность (мораль на 1-м месте) .
Школы — эпикурейская (цель чел. — блаженство и покой) , стоицизм (Зенона) — надо слушаться не желаний, а
разум. Религия — Религиозный уклон в философии — культ монархов (обожествление царей) . Культ судьбы
(судьба — это случай, удача) . Синкретизм (синтез разных религий) .
Образование — чтение, письмо = матем., астрономия = философия и риторика.
Архитектура — города укрепленные и правильные. Палестры (спорт) , гимназии (школы) . Скульптура
динамична, выразительна (Венера милосская, Ника самофракийская, Лаокон, Колосс радосский) .
РИМ Этрусский период
Этрусски — древнейшая цивилизация на Апеннинском п-ве. Они создавали города-государства. Города
каменные с четко прямыми улицами, были здания с купольным сводом. Керамика очень развита — обоженные
дочерна и покрытые лаком сосуды были похожи на металлические. В ИЗО — реализм — наиболее существенно
передавались черты человека. Особенно заметен реализм в скульптурных портретах. Письменность этруссков
не расшифрована до сих пор. Религия — гадания по кишкам животных, полету птиц, толкование знамений и
явлений природы. Боги греческие, но были еще и демоны (добрые и злые) .
Большее влияние на этруссков оказали греки при великой колонизации. Этрусски подражали грекам в
строительстве храмов, в ремеслах, в эпосах и мифологии. В свою очередь этрусски влияли на римлян.
РИМ Царский период
753г. — основание Рима. К концу этого периода истории Рим сложился как город-государство греческого
типа. В Риме правило 7 царей. Город был обнесен каменной стеной, построен водопровод, канализация и цирк
для гладиаторов. От этруссков римляне унаследовали ремесла, письменность, римские цифры, гадания по
животным, одежду (тоги) , архитектуру. Религия — антимистическая (много духов, тотемизм — капитолийская
волчица) . Но под влиянием этруссков римляне перешли к антропоморфизму (боги похожи на людей) .
Первый римский храм — храм Юпитера был построен этруссками.
РИМ Период республики (ранняя республика)
510 г. — народ восстал против этрусского господства и Рим стал республикой. В римском обществе
начинает распространяться греческий язык, греческие обычаи, замена этрусского алфавита греческим, вводится
медная монета, как у греков. Возникновение ораторского искусства (это было нужно сенаторам) , возник театр с
профессиональными актерами. Рим часто вел войны за господство в, Средиземноморье и в конце концов
разрушил Карфаген. Сильные внутриполитические распри приводят к падению республики и установлению
военных диктатур, которые сменяются принципатом (диктатурой под республиканской оболочкой) .
РИМ период принципата (поздняя республика)
Эклектизм (синтез элементов разных культур) .
Религия — под влиянием греков. Юпитер-Зевс, Нептун-Посейдон, Плутон-Аид, Марс-Арес, Юнона-
Гера, Минерва- Афина, Венера-Афродита, Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес, Диана-Артемида. В римский
пантеон принимались иностранные боги, т.к. это усиливало мощь римлян.
Литература — под влиянием греков. Поэт — Андроник переводил на латынь греческие про-ия (Одиссею) .
Плавт — писал комедии., но про греков. Римская трагедия подражательна (грекам) . Поэт Лукреций (“О
природе вещей” ) , Катулл писал лирические стихи.
История — служила целям пропаганды, оправдания политики Рима. Саллюстрий и Г. Ю. Цезарь —
историки.
Архитектура — подчеркивала силу, мощь, величие, монументальность, пышность, строгая симметрия,
создание не столько храмов, сколько практических сооружений. Применялись арки, своды и купола. Строймат. —
бетон. Новые типы зданий — Базилики (торговля) , амфитеатры (цирки) , термы (бани) , Войны Рима
сопровождались грабежом городов — из Греции привезли множество предметов искусства (статуи) ,
Скульптура — множество статуй награбили в Греции, были свои портретные статуи, тогатус (ораторы) ,
бюсты (реалистичны и правдивы) .
Науки — написано множество трактатов по прикладным наукам (астрономии, архитектуре) . Руководства
по риторике и ораторству, развивается юриспруденция, много всякой юридической лит-ры.
РИМ Период империи
Римское гос-во превращается в огромную империю.
Философия — стоицизм (знать, Сенека, Марк Аврелий) и эпикурейство. Бедняки почитали бродячих
философов — киников. Религия — культ императоров и богини Ромы. Популярны культы богов-спасителей.
Наука — Рим, Александрия, Афины — центры науки. Большее значение географии (Страбон, Птоломей) ,
Энциклопедию (“Естественная история” ) написал Плиний младший. Успехи в медицине — Гален изучал мозг,
были созданы мед. Школы. В астрономии регресс (по системе Птоломея Земля явл. Центром солнечной
системы) . Литература — Апулей (“Метаморфозы” ) , Пл. Младший, Ювенал (сатира) , Овидий. Известен поэт
Гораций (прославлял чувство такта, меры и достоинства в человеке) . История — прославляет империю.
Архитектура — колизей и пантеон. Стены зданий украшались росписью и мозаикой. Много этого
сохранилось в Помпеях, т.к. Везувий отлично засыпал все пеплом. Скульптура — портретная, бюсты.
РИМ период домината
Кризис республики — частая смена императоров, низкий уровень грамотности, огрубление нравов,
пессимизм, распространение христианства. Доминат — неограниченная монархия восточного типа. Империя
распадается на западную (Рим) и восточную (Константинополь) . Возникновение христианства. Оно почти
сразу же было запрещено и подвергалось преследованию. Вскоре христианство превращается в официальную
религию и начинается разгром языческих храмов, запрещены олимпийские игры. Торжество христианской
церкви сопровождалось гибелью многих памятников культуры. С 4в. Строятся христианские храмы — базилики,
круглые храмы. В живописи понимание содержания сцен становится важнее пропорций.
476г. — свержение последнего императора, конец западной римской империи, конец античного мира и
начало средневековья. На развалинах римской империи возникают варварские города-государства.
ЕВРОПА Эпоха средневековья.
Просветители смотрели на средневековую Европу как на темные века, но это не так. Культурную жизнь
средн-я определяло христианство. На соборах христиан принимается “Символ веры” — обязательные для всех
христиан положения (воскресение Христа, 3-ца, воскресение мертвых) . Между западной и восточной христ.
Церковью давно назревали противоречия и в 1054г. Произошел раскол церкви на Католическую и
православную. Возникновение ереси (несторианство, монофизиство) . В западной церкви папство создало
инквизицию для борьбы с ересями. Монашество — монахи отрешались от всего и брали на себя обеты, позже
они стали богатыми землевладельцами. Многие монастыри были центрами образования и культуры (Фома
Аквинский — философ, Беда Достопочтенный — историк и ученый) . Римская католич. Церковь и папа были
очень могущественны. Их влияние на общ. Жизнь было очень сильно. Все науки приводились в соответствие с
христианством. Индульгенции (отпуск грехов за $) . Школы — находились в руках церкви. Главная их задача —
воспитание служителей церкви. Кроме монашеских были еще “внешние” школы. Духовенство распространяло
невежество (строение Земли и т.п.) . Книг было мало и стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й университет.
Р. Бэкон был виднейшим ученым. Но универы также были под влиянием церкви. В восточной церкви
церковь также давила на образование (гонения на античных философов) . Виднейший ученый того времени —
патриарх Фотий — “Мириобиблион” — сборник отзывов на 280 произведений античности. 9-10 в. — нек-рый
подъем — разные энциклопедии на все темы.
Литература — героический эпос, рыцарская литература (Песнь о Роланде) . Значит. Роль играли Ваганты
(бродячие поэты) — они критиковали церковь, была городская лит-ра — реалии городского повседневного быта.
Архитектура — крестово-купольные храмы (храм св. Софии в Стамбуле) . На западе скульптура и архитектура
становится все более условной и нереальной. Строили много церквей, т.к. ожидали конец света.
Романский стиль — мощные стены с маленькими окошками, готический стиль 12в. — высокие стройные
колонны, собранные в пучки и скрещивающиеся на большой высоте (Вестминстерское аббатство) . Живопись —
плоская и без перспективы.
ЕВРОПА Эпоха Возрождения
Возрождение ориентируется на античную культуру. Гуманизм (в человеке важно не социальное или
общественное положение, а его личностные качества) . Идея идеального человека — человека, совершенного во
всех отношениях. Данте “Божественная комедия” — про ад. Петрарка (Книга песен) и Бокаччо (Декамерон) —
поэты возрождения. Культ красоты человека. Живопись — прекрасные, совершенные люди. Боттичелли —
“Рождение Венеры” , Мазаччо — объемная живопись. Скульптура — Донателло — 1-й изобразил голое тело. На
смену раннему возрождению пришло высокое. Леонардо да Винчи (Тайная вечерня, Джоконда) . Рафаэль Санти
(Сикстинская мадонна) , Микеланджело Бунаротти (Давид, Утро, День, Вечер, Ночь) . Позднее возрождение.
Инквизиция издала список запрещенных книг (гуманистов) . Книги сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж.
Бруно) . Художники подражали великим (маньеристы) — Понтормо, Бронзино) , Но многие художники работают
в реализме (Веронезе, Караваджо) .
ЕВРОПА эпоха Реформации
Реформация случилась в Германии. Цель — создание дешевой церкви, без поборов, платы за обряды.
Возглавлял р. Мартин Лютер (монах) . Он считал, что спасение человек получает от Бога и можно обойтись без
посредства католического духовенства. Лютер положил начало протестантскому направлению христианства.
ИЗО — Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах. Литература — Ганс Сакс написал много басен, песен и драм,
Фишарт — писал острую сатиру. У. Цвингли проводил реф. В Швейцарии, позже за это дело взялся Кальвин.
Были упрощены церковные обряды, секуляризация. Вследствие реф. Изменились нравы — роскошь и увеселение
порицались, а прославлялись честность и трудолюбие.
1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО.
Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит разложение
родоплеменных отношений и складываются предпосылки для образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у
славян был период военной демократии. Соседская община (вервь) .
Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. В лесу —
подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия — соха, мотыга,
позднее — плуг с железным лемехом.
Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече) . Военная власть у князя (с дружиной) .
9-12 вв. — образование гос-ва Киевская Русь. Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они
взяли власть в государстве (стали княжить) .
Религия: В эпоху п\о строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п.
Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили
жертвы. Через некоторое время язычество было потеснено христианством. Владимир долго думал насчет
религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христианство круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным
влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси
проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси.
2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.
Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров —
зодчих, живописцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое
строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали
каменными (по Византийскому образцу) . “Десятинная церковь” — 1-е каменное здание. Спасо-Преображенский
собор — самый “византийский” храм древней Руси. Софийский собор в Киеве — сохранился и сейчас. Это —
огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр — фигура Софии Оранты.
С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает. Появляются башенные храмы (собор
Михаила — Архангела в Смоленске) .
Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику
мозаики и фрески.
Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба
по кости, ювелирное искусство.
Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань.
Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и
стекла. Русские кольчуги и оружие были такими хорошими, что все иностранцы их покупали.
3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.
9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и
Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язык (близкий по своей грамматике к
греческому) . С 10в. На Руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось “книжное
ученье” . Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.
Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики
редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав
сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи.
Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были исторические личности. “Слово о законе и
благодати” Иллариона — прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. “Поучение Владимира
Мономаха” — призыв Мономаха к детям — соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви.
“Повесть временных лет” — повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема
борьбы с внешними врагами проходит через летопись. “Слово о полку Игореве” — поход Игоря с дружиной
против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междоусобные раздоры.
4 КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры
из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были
заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к
обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.
С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве) . Русские земли
начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество — фольклор. Много былин
и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр — историческая песнь (“песня о
Авдотье-Рязаночке” ) .
Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Грамотными были в основном
торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях
(как в библиотеках) . Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции) .
Появляется “скоропись” — новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для
частного чтения (читьи) .
Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание (“Троицкая летопись” и
“Владимирский полихрон” ) . Из светских книг были воинские повести (“Повесть о разорении Рязани Батыем” )
. После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: “Задонщина” , “Сказание о
мамаевом побоище” , “Слово о житие князя Дмитрия Иваныча” .
Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород — крупнейший
центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата) .
В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн) .
14-15 вв. — расцвет живописи. Черта живописи — драматизм. Феофан Грек умел великолепно
расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал
Успенский собор во Владимире) . Икона “Троица” — шедевр Рублева.
5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.
Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской
народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви.
Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др.
Образ царя в песнях различен — его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу.
Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили “мастера грамоты” в своих частных
училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать.!
-е печатные книги: “Апостол” , “Часослов” , “Букварь” .
Политическая мысль. Теория происхождения московской власти от Киевских князей. Москва — 3-й
Рим (как центр мирового христианства) . Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками
боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. “Никоновская летопись —
самая известная.
Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную.
Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени:
Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой) , Архангельский
собор, храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия
Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли
яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке) , темпера (роспись по сухой
штукатурке) . Представители живописи — Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей) .
5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.
Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много
иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в России в
обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства. В
быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире
хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол
церкви на почве исправления обрядов. Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви
откололась большая группа недовольных (раскольников) . Их ловили и жгли на кострах.
Т. о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими
знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.
6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Расширяются связи с западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература
начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр — “демократическая сатира” в котором высмеивается
государство и церковь. Пример этого — “Повесть о Шемякином суде” , “Повесть о ерше-ершовиче” . Много
жизнеописаний: “Житие Протокопа Аввакума” . Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов:
“Повесть о Марфе и Марии” . Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества.
Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле. Строители — Огурцов,
Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом — новый
стиль строительства. Стиль “Московское барокко” — - башеннообразные, слитые с колокольней церкви. Пример
— храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее. Ушаков — иконописец. Стиль живописи —
“парсуна” — портретные изображения исторических личностей. Это — чисто светское направление в живописи:
писали портреты царей (в основном) . Во фресковой живописи преобладает “бытовизм” (сценки из реальной
человеческой жизни) . Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея
естественных прав человека.
Т. о. в этот период искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.
7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.
Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной.
Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а
точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников) . Издан “Букварь” и “Юности
честное зерцало” . Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывает об новых героях — людях
незнатного происхождения, но умных и находчивых: “История о матросе Василии Кариотском” . Попытки
написания отечественной истории. Новое направление искусства — чеканка медалей. Скульптурное искусство
идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей) . Строительство парадных дворцов в
Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий
— административного, промышленного и культурно- просветительного назначения. На Урале строили заводы-
крепости.
Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев — талантливые портретисты.
В быту мода на немецкое и французское. Ломоносов — видный человек. Открытие МГУ!!!. Кулибин.
Татищев.
8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.
Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в России был “просвещенный абсолютизм” . В
годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные)
. Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования. Создается
много театров. Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева —
самый известный) . В литературе наступает эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных
музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма. В искусстве
преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным) . Казаков
построил здание Сената в Кремле. Баженов построил дом Пашкова. Строили много загородных императорских
дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты — Шибанов, Ерменев. В литературе —
сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающееся произведение — “Путешествие из
Питера в Москву” Радищева.
9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других
сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы — универы и академии, институты. Много
технических учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов.
Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки) . Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки.
Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области электротехники,
гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие хирургии. Пирогов — основоположник военно-полевой
хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал “Историю государства Российского” .
Т. о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой
эпохи — реализм, народность и гражданственность.
11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в России.
Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы. Начальные
школы — земские. Средние — гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические. Доступ к ВУЗу
был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению
образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев. Русское
географическое общество организовывает успешные экспедиции, и исследует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай
исследовал острова с людоедами. В философии — материализм. В медицине прославился Павлов. Ключевский
написал “Курс русской истории” . “Толковый словарь живого великорусского языка” написал Даль. В
литературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди) . Тургенев, Толстой,
Достоевский. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” . “Война и мир” Толстого. Скульптура и архитектура почти
не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох:
ренессанса, готики, барокко, рококо. Рациональная архитектура — дома практичные, с металлическими
перекрытиями.. Появляются многоквартирные жилые дома. “Псевдорусский стиль” Ропета — возрождение
традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма — скульптура почти исчезает. В
живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они
писали образы прогрессивных людей современности — рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В
музыке отличился Мусоргский и Бородин.
12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА.
Это — переломная эпоха во всех сферах жизни общества. Этот период условно можно разделить на 3
периода: 1890-1905,1905-1907,1907-1917.
Кризис народничества. Серебряный век. Возникает много течений, объединений, группировок: “Союз
русских художников” . Рылов, Малявин, Васнецов. Репин — выдающиеся художники. Они писали в основном
пейзажи. Другой кружок — “Мир искусства” . — увлекались портретной живописью. Особое направление в
живописи — политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения: одно тяготело к
экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а другая — к неопримитивизму(!?!?!) . Но многие
художники и не укладывались в эти два течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного
искусства — “Черный квадрат” Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не монументальна, но
пластична. Лансере “Мальчик, собирающийся купаться” — пример мелкой пластики. В архитектуре — упрощение,
в связи с новым назначением и функций зданий — создан “стиль модерн” — простые и практичные здания:
Шехтель, Лидваль — архитекторы этого стиля. В поэзии — символизм (символисты признавали идеализм и
религию) . Именно с понятием “символизм” связано понятие “серебряный век” русской поэзии. Философы —
Флорецкий, Бердяев, Федоров — создали направление русского космизма (отвергали европейский материализм
и вернули людям веру в Бога и в космос) . В музыке отличились Рахманинов, Скрябин — романтический пафос
предреволюционных лет. Получает распространение кинематография, 1-я картина — “Стенька Разин” .




Вернуться к оглавлению