Народы и государства на территории России накануне монголо-татарского
нашествия
Русская земля.
К началу XIII века Русская земля простиралась от Белого моря на севере
до причерноморских степей на юге, от
Карпатских гор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единого
государства, господствовала феодальная
раздробленность, но торговые, политические и культурные связи были прочными
и плодотворными.
При отсутствии единого центра, каким раньше был каким Киев, центрами
политической и культурной жизни
сделались наряду с Киевом и областные города, столицы больших государственных
образований — земель. По имени
этих столичных городов и принято обозначать отдельные княжества, или
земли. Крупнейшими из них стали земли:
Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Владимиро-Суздальская, Киевская
и Черниговская. Каждая из земель
управлялась удельными князьями, которые находились в подчинении у своих
старших сородичей, владевших
центральными и наиболее значительными городами. Между соперничавшими
князьями постоянно возникали ссоры
и "крамолы". На севере Руси с XII века начинают главенствовать
над другими князьями владимиро-суздальские, на
юге — галицико-волынские князья. Здесь появились тенденции к централизации
Русского государства.
Владимиро-Суздальская земля.
Северо-восточную часть Русской земли занимала Владимиро-Суздальская
Русь. Владимиро-Суздальская земля
располагалась в междуречье Волги и Оки. К северу от Волги ее границы
терялись в обширных лесах. примыкавшим к
Новгородским землям. Южная граница доходила до Рязанской земли. Население
сосредотачивалось главным образом
в относительно плодородных "опольях".
Так назывались как бы большие поляны среди обширных лесов, покрывавших
Владимиро-Суздальчкую землю.
Среди таких "ополий" в первую очередь выделялась область Ростова
Великого. Город Ростов стоит на берегу озер
Неро, или Ростовского озера.
Другое "ополье" окружало Переяславское озеро, которое именовалось
так же озером Клещиным (позднее
названное Плещеевым) — по древнему городку с таким же названием.
Третьим "опольем" можно назвать район Суздаля. Один из древнейших
русских городов, Суздаль также был
центром особой епископии. В начале XIII столетия Суздаль имел определенное
значение прежде всего как город,
связанный с деятельностью епископов. В политическом отношении Суздаль
уступил свое место более молодому
городу Владимиру, стоящему на реке Клязьме, или Владимиру Залесскому.
Расцвет Владимира начался еще в XII столетии при Юрии Долгоруком и его
сыне Андрее Боголююбском. Брат
Андрея, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, держал в своих руках всю Владимиро-Суздальскую
землю. Позже он
разделил ее на несколько княжеств между своими сыновьями. При Всеволоде
и его наследниках Владимиро-
Суздальская земля достигла высокой степени могущества. Жители ее с гордостью
утверждали, что никто не решится
пойти войной на "сильную" Суздальскую землю. Однако новгородские
и смоленские воины нанесли поражение
суздальцам в битве при реке Липице в 1216 году.
До прихода татаро-монголов Владимиро-Суздальская земля была богатой
страной. Ее процветанию в немалой
степени способствовало географическое положение. Процесс освоения этого
района был почти закончен. Вокруг
находились русские земли, и только на востоке Владимиро-Суздальское
княжество граничило с землями чувашей,
мордвы и других народов.
Крайним восточным оплотом Руси был город Нижний Новгород, основанный
в 1221 году при слиянии Волги
и Оки. Так окончательно оформились границы Владимиро-Суздальской земли.
Само название "Нижний Новгород" отражало вошедшее в употребление
наименование поволжских земель как
Низовской земли, иногда просто "Низа" по сравнению с Новгородской
землей.
Владимиро-Суздальская земля была тесно связана как с Новгородской землей,
так и с Волжской Болгарией,
которая располагалась по средней Волге. Почти непрерывный водный путь
по рекам Мсте и Тверце, впадающей в
Волгу, продолжался и дальше на юго-восток к Волжской Болгарии и Саджсину
(Саксину) , а оттуда в Среднюю Азию,
в Азербайджан, в Иран. Это создавало громадные торговые преимущества
для городов Владимиро-Суздальской Руси,
которые поддерживали постоянные отношения с Западной Европой при посредстве
Новгорода и с далеким
Востоком.
Сведения о многочисленных политических, торговых и культурных связях
города Владимира в XIII столетии
сохранились в летописях. Приближенные Андрея Боголюбского носили имена
явно кавказского происхождения, а в
постройках Андрея Боголюбского и их скульптурных украшениях справедливо
видят сходство с грузинской
архитектурой и скульптурой. Всеволод Большое Гнездо был женат на дочери
чешского князя, и это находит
подтверждение в том факте, что в "Прологах", сборниках кратких
житий святых владимиро-суздальского
происхождения, впервые помещены в чешские житии.
Поразительно быстро Владимир и его окрестности украсились замечательными
сооружениями. Собор Успения
надолго стал патрональной святыней всей Северо-восточной Руси, как и
икона Владимирской Божьей матери (теперь
хранится в Третьяковской галерее) .
Среди новых городов Владимиро-Суздальской земли особо следует отметить
Москву. Совсем еще нее большой
город превратился в столицу отдельного княжества. В XIII веке в русских
источниках появилось и название
"москвичи".
Рязанская земля.
К югу от Владимиро-Суздальской земли находилась земля Рязанская, обосновавшаяся
в отдельное княжество
еще в XI веке.
Она тянулась длинной полосой вдоль Оки. На западе границы рязанской
земли проходили почти у самой
Москвы. По крайней мере, даже в XIV столетии рязанские и московские
князья спорили о волости Лопасня,
лежавшей по реке Лопасня к югу от Москвы. Рязанским городом считалась
и Коломна (в устье Москвы-реки) .
На востоке рязанские земли заходили за реку проню, недалеко от впадения
которой в Оку стояла столица
земли Рязань, позже называемая в отличие от новой столицы Старой Рязаньью.
Раскопки обнаружили, что Старая
Рязань была крупным городом с каменными храмами. Ремесленное производство
Рязанской земли также было
выдающимся для своего времени.
В XIII столетии рязанские князья упорно защищали свою землю от посягательств
могущественных владимиро-
суздальских князей. Летописи того времени наполнены рассказами о походах
Всеволода Большое Гнездо в рязанскую
землю и кровопролитных распрях князей.
Новгород и Новгородская земля.
Почти весь северо-запад и север Русской земли принадлежали великому
Новгороду. Этот город стоит на реке
Волхов, там, где она вытекает из озера Ильмень. Ладожское озеро и Нева
выводили к Финскому заливу. Таким
образом, Великий Новгород, непосредственно связанный с Балтийским морем,
поистине был для Северной Руси
"окном в Европу" Внешнеторговые отношения Новгорода особенно
окрепли в XII-XIII столетиях. По своему
международному значению крупнейшей постоянной ярмарки Новгород не имел
соперников не только на Руси, но и
во многих странах Западной Европы. Новгородские товары проникали на
громадные пространства от Лондона до
Уральских гор. Северо-немецкие и скандинавские города поддерживали постоянные
связи с Новгородом.
Новгородцы и сами плавали на своих судах в западноевропейские города.
Существовала даже особая торговая
компания "заморских" купцов, ведших торговлю за морем, имевших
свою патрональную церковь Пятницы. На
иноземных дворах — Немецком и Готском — останавливались приезжие купцы
— "гости".
Стремясь сохранить за собой исключительное право торговать с Восточной
Европой, Новгород ревниво
следил за тем, чтобы иноземные купцы не ездили в другие русские города.
Богатый север поставлял в Новгород дорогие товары: меха, "дорог
рыбий зуб" моржовые клыки, ловчих птиц —
соколов и кречетов. Все это находило большой сбыт за границей. В Новгородесуществовала
и особая торговая
община, помещавшаяся при церкви Ивана Предтечи на Опоках. Эта торговая
корпорация, "Иванское сто", жилв по
своему уставу, составленному еще в XII столетии, но дошедшему до нас
уже в подновленном виде в списках более
позднего времени.
Город делился Волховом на две стороны Софийскую и Тоговую. На Софийской
стороне находился кремль, а в
нем — древний собор святой Премудрости божьей, гордость новгородцев.
Святая София уже в это время сделалась
символом новгородской вольности. О ней говорили: "Где святая София,
тут и Новгород".
В городе жило многочисленное, по средневековым масштабам, население,
большое количество ремесленников
и других людей, занимавшихся черной работой, — так называемых "черных
людей", составлявших основную часть
новгородского войска.
Власть в Новгороде принадлежала боярам, владевшим вотчинами. В боярских
вотчинах стояли укрепленные
дворы — настоящие средневековые замки со стенами и башнями, но не с
каменными, а с деревянными стенами.
Наряду с боярством к феодальной верхушке принадлежало духовенство, в
первую очередь монашество, "черное
духовенство", как называли монахов по цвету одежды. Церковным главой
в Новгородской земле был новгородский
архиепископ. Его называли: владыкой". По рангу это было второе
после митрополита духовное лицо на Руси; во всех
других землях существовали только епископы. Резиденцию архиепископа,
помещавшуюся в новгородском кремле,
величали "Софийским домом".
Софийскому дому и монастырям принадлежали громадные земельные владения.
Как и бояре, владыка и
игумены больших монастырей имели дружины, выходившие на войну под своими
знаменами, "стягами".
В Новгороде сидели и свои князья, но это уже были не те наследственные
властелины, какими были князья в
других землях. Начиная с XII века новгородцы сами приглашали князей
и сами их смещали.
Главным распорядителем в Великом Новгороде было вече. Это не была буйная
сходка людей, как обычно его
изображали в старинных сочинениях по истории Новгорода. На вече сходились
только вольные люди 00 "мужи
новгородцы". Оно созывалось на Вечевой площади Тоговой стороны
города ил у святой Софии по особому звону
колоколов. Иногда вечевые собрания кончались кровавыми расправами над
боярами и "черными людьми", которых
бросали в реку с Волховсого моста. Летопись рассказывает о подобных
событиях и умалчивает о повседневной
деятельности веча, на котором выбирались городские власти, посадник
и тысяцкий, решались вопросы, касающиеся
внешних сношений Новгорода и его внутренней жизни.
В мирное время городскими делами ведали посадник и тысяцкий. Иностранные
источники всегда называли
посадников "бургграфами", подчеркивая тем самым их особо высокое
положение.
Тысяцкий в основном ведал торговыми делами, имевшими важное значение
в жизни Новгорода.
В целом по своему государственному устройству Новгород был похож на
другие средневековые вольные
города, такие, как Флоренция, Любек. Однако Новгород владел обширной
территорией и в этом отношении
выделялся вольных городов Европы. Он был не просто городом, а "
Господином Великим Новгородом ", т.е.
владыкой, властителем, суверенным государством, имевшим право печатать
свою монету, объявлять войну и мир,
издавать свои законы и пр.
Владения Великого Новгорода простирались далеко на восток, вплоть до
" Каменного пояса " (Уральских гор) .
Новгородцы поддерживали торговлю с воинственными племенами в области
Печоры, в Югорской земле (" Югре ") .
Новгородские владения, находившиеся за Белым озером, назывались Заволочьем,
так как располагались "за волоком" —
участком земли, отделявшим бассейн Онежского озера от бассейна Северной
Двины. В XIII столетии новгородские
поселения (" погосты ") уже подходили к Белому морю, которое
новгородцы образно называли " Дышущим морем ",
морем с приливами и отливами.
Псковская земля.
На западе Новгородская земля соседила с землей Псковской.
Они были разделены полосой густых лесов. Леса и болота отделяли Псковскую
землю от Ливонии,
населенной латышами и эстами.
Псковская земля узкой и длинной полосой охватывала бассейн реки Великой
и Чудского озера. Вокруг реки
Великой группировались обычно хорошо укрепленные псковские пригороды.
Наиболее плодородные земли лежали на юге псковской земли.
Край славился льном, который вывозили в соседнюю Прибалтику и Западную
Европу.
Псков стоит недалеко от впадения реки Великой в Псковское озеро, соединяющееся
с Чудским. Кремль (или
Кром) возвышался на высоком холме над Великой, там, где в нее впадает
небольшая речка Пскова. Город
располагался на правом берегу Великой, а на левом берегу находился пригород
Завеличье.
В начале XIII столетия Псков уже выделялся богатством среди других русских
городов. Он вел большую
торговлю с Прибалтикой и немецкими городами. Город был известен и развитым
ремеслом.
По своему государственному устройству город был подобен Великому Новгороду.
Верховным его
распорядителем было вече, а во главе стояли выборных посадника. Главой
псковского духовенства являлся
новгородский архиепископ.
Долгое время Псков находился в некоторой зависимости от великого Новгорода.
Эти два города считались как
бы братьями: старшим был Новгород, младшим — Псков. Постепенно Псков
все более приобретал самостоятельность и
стал держать у себя особых князей. Впрочем, эти князья в политической
жизни города играли еще меньшую роль, чем
новгородские.
Полоцкая земля.
Полоса больших и малых озер, труднопроходимые леса и болота отделяли
земли Новгорода и Пскова от
Полоцкой земли, простиравшейся с севера на юг от Западной Двины до Полесья,
а с запада на восток от — Немана до
Днепра.
Полоцк, большой и богатый город на Западной Двине (в устье Полоты) ,
упоминается в скандинавских
былинах. О полоцком соборе святой Софии в кремле говорится в "Слове
о полку Игореве". Полоцк вел оживленную
торговлю с западной Европой.
В полоцкой земле господствовала особая династия, ведшая свое начало
от Владимира Святославовича и его
жены Рогнеды.
Известнейшим князем этого рода был князь Всеслав, живший во второй половине
XI века. Потоики его,
Всеславичи, утвердились в Полоцкой земле, распавшись на несколько княжеских
ветвей, враждовавших между собой.
Это дробление и было одной из причин ослабления Полоцкой земли. В начале
XIII столетия она все более и более
теряла прежнее политическое значение и с трудом отбивала напор воинственных
соседей — литовских бояр и
немецких рыцарей меченосцев. немецкие рыцари захватили земли ливов,
находившиеся в зависимости от полоцких
князей. Так был потерян непосредственный выход полоцких князей к морю.
Однако в начале XIII века Полоцкая земля сохраняла еще остатки своего
прежнего могущества. Впоследствии
литовские князья овладели городом Полоцком и окончательно утвердились
на территории всей полоцкой земли.
Смоленская земля.
К началу XIII века значение Смоленска и княжившего в нем рода смоленских
князей, происходивших по
прямой линии от Владимира Мономаха. Могущественные смоленские князья
появились со своими дружинами и в
Новгородской, и в Полоцкой, и во Владимиро-Суздальских землях.
О территории Смоленского княжества и его населении ясное представление
дает княжеская грамота,
пожалованная утвержденной в XII столетии Смоленской епископии.
В начале XIII века Смоленск был цветущим и богатым городом, твердыней
Русской земли на западной
границе.
О внешней торговли Смоленска в XIII веке говорит договор, заключенный
смоленским князем с Ригой и
немецкими городами, в котором определены условия торговли в Смоленске
и положении иноземных купцов на Руси
того времени. В нем описан порядок торговых операций. Согласно ему,
торговые весы должны были вымеряться
представителями как "латинской" (немецкой) , так и русской
сторон. Устанавливалась величина платы за доставку
товаров по "волоку" сухопутному участку, который разделял
верховья Западной Двины и Днепра.
Договор рисует полувоенную-полукупеческую среду иноземных гостей, приезжавших
в Смоленск. Это один из
ярчайших документов, описывающий сложности и опасности средневековой
торговли, когда иноземный гость и на
рынке иногда должен был прибегать к мечу.
В Смоленской земле, может быть, больше, чем в каких-нибудь других местах
Руси, ощущалась близость к
Европе. Здесь даже летосчисление иногда велось по немецкому образцу.
Киевская и Черниговская земли.
Киевская земля в начале XIII столетия уже не играла прежней роли самой
богатой и населенной области Руси
и ее политического центра. Постоянные нападения половцев особенно разаряли
Киевскую землю и районы прежней
Перяславской земли. Кровопролитные междоусобные войны также способствовали
опустошению Киева.
Запустели и пограничные районы Киева, лежавшие к югу от него по реке
Роси. И тем не менее Киев еще
оставался богатейшим русским городом, украшенный великолепными каменными
соборами (среди них Десятинная
церковь и Софийский собор с его замечательными фресками) .
Сохраняло свое значение Черниговское княжество, или Северская земля.
Это название произошло в седой
древности от племени северян, и даже в XVI столетии ее жителей именовали
"севрюками".
Черниговская земля на севере доходила до Смоленского княжества. Дремучий
брянский лес отделял ее от
Владимиро-Суздальской земли. Столица земли, Чернигов, представляла собой
богатый город с каменными соборами
и церквами, многие из которых сохранились до нашего времени. Прославлены
были и черниговские ремесленные
изделия.
Некоторая обособленность Черниговской, или Северской земли от других
русских областей привела к тому,
что здесь сидел один и тот же размножившийся княжеский род, возводивший
себя к Олегу Святославовичу,
двоюродному брату Владимира Мономаха.
"Хороброе гнездо Ольговичей" держало власть над землей крепко,
не пуская в нее чужих князей.
Киевская и Черниговская земли в XIII столетии вели торговлю с Крымом
и Византией, но усиление
кочевников в степи тормозило развитие этой торговли. Создание Латинской
империи после взятия Византии
(Константинополя) крестоносцами в 1204 году не ослабило, а усилило торговые
связи ряда черноморских городов с
Западной Европой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII
века (до татаро-монгольского
нашествия) . Всю феодальную Русь мы должны представить себе, как полтора
десятка самостоятельных княжеских.
Все они жили самостоятельной, независимой друг от друга жизнью, представляя
собой микроскопические
государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные
от контроля государства. Но не
правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса
или отождествляя ее с княжескими
усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма
единая Киевская Русь была как бы
нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью
русских княжеств. Они пережили в ее
составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжение варяжских отрядов,
и неурядицы княжеских распрей, и
несколько войн с половецкими ханами и к концу XII века выросли на столько,
что смогли начать самостоятельную
жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы и беда
Руси заключалась в том, что начавшиеся
процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским
нашествием, на борьбу с которым Русь
потратила более 150 лет.