|
Отец и сын Болконские в романе
"Война и мир"
В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом
князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли
отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную
в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагнных, сюжетом "Эпилога",
но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой
звучит в "Эпилоге", в эпизоде клятвы Николеньки. Но сначала
рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Ни-колай Андреевич —
человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную
российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф,
занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению
сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался,
о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились
черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского,
гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость,
отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в
далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский
— старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская
фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами
перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство
и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают
выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский,
видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимо-сти,
к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени
был граф Безбо-родько). Титулы этих "новых людей" были, как
и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого
Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы
его отца с отцом Пьера.
Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные
люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся
они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность
к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными,
что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее
в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия
неприятеля.
При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что харак-теры
и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо
дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым
восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять
внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому
служил всеми силами. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого
— скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения
Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в
идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения
человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает
себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг,
но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой
наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова
Россия, ведь апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим
эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви
и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет
Христа: "несть ни эллина, ни иудея..." Христианство было шагом
вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей
братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный
народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя
войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению
героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону
любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол
Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим.
Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически отно-сившийся
к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей — сына, в
котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение
Отечеству, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать
их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в
которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность.
Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой
и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные
ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея
к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием "Бонапарта
завоевать". Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение
к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство
к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и
переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно
замечает, и тут же утешает сына тем, что "они все такие". Одним
словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение
долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни,
духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и
вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке,
считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка
князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя
по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь
у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне
старый князь говорит перед смертью пророческие слова: "Погибла Россия!"
Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более
великую, чем патриотизм и служение отечеству. Продолжать идеи своего отца
будет другой Николай Болконский — Николенька. В "Эпилоге" ему
15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много
провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал
в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил
отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был
горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании
князя Андрея в государственной деятельности).
Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старин-ного зашифрованного
завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских
слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше,
чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве
"птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея
"образа и формы", но составляя одну сущность — любовь, -приходит,
как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику
снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в
жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец —
слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).
Так "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, темой апостоль-ского
служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров
христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской
религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана "Сокровенный
Толстой". Но главное — тема Отца и Сына, очень важная для русской
литературы ("Отцы и дети"), в "Войне и мире" развернута
не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына
Богу-отцу. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|